МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по образованию, науки и молодежной политики Волгоградской области
Отдел по образованию и молодежной политики администрации Котовского
муниципального района
МКОУ Попковская СШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методический совет
Педагогический совет
Директор школы
Протокол №4
от «30» августа 2024 г.
Протокол №4
от «30» августа 2024 г.
________________________
Е.М.Матвеева
Приказ №86
от «30» августа 2024 г.
Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Речевая практика»
(для 4 класса)
х.Попки 2024
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей,
а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области «Язык и речевая
практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом
рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 4 классе рассчитана на 34 учебные
недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и
задачи учебного предмета «Речевая практика».
Цель учебного предмета – развитие речевой коммуникации обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для осуществления общения с окружающими
людьми.
Задачи обучения:
− совершенствование речевого опыта;
− обогащение языковых средств детей;
− формирование выразительной стороны речи;
− формирование у обучающихся навыков связной речи;
− воспитание культуры речевого общения.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 4 классе определяет
следующие задачи:
− ускорение процесса овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих
речевой акт компонентов;
− улучшение таких качественных характеристик устной речи, как звукопроизношение, темп,
ритм, дикция, интонация, выразительность;
− развитие умения составлять рассказ с опорой на иллюстрации, на фиксированную структуру
текста, по серии картинок;
− развитие творческой активности обучающихся;
− формирование представлений о необходимости обязательного выполнения правил,
обеспечивающих безопасность человека и порядок в обществе.
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение речевой практике в 4 классе носит практическую направленность и тесно связано с
другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессиональнотрудовыми знаниями и навыками, учит использованию речи в различных ситуациях.
В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и обучающихся
выделяются следующие методы обучения: конструирование диалогов, тренировочные упражнения в
произнесении с заданной интонацией, проигрывание диалогов, рассматривание иллюстрации, анализ
плана, составление предложений, слушание аудиозаписи, ролевые и дидактические игры по теме
ситуации и др.
Содержание разделов
№
Название раздела, темы
Количество Контрольные
п/п
часов
работы
1
Аудирование
10
2
Дикция и выразительность речи
3
Подготовка речевой
высказывания
4
Культура общения
ситуации
и
2
28
4
8
1
68
7
организация
Итого:
III.
22
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
способность положительно относиться к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
представление о различных социальных ролях: собственных и окружающих людей;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные:
Минимальный уровень:
− выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
− выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами
этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
− знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы
(по вопросам учителя участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями);
− слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный
материал;
− выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
− участвовать в беседе;
− слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический
план.
Достаточный уровень:
− понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь
отвечать на вопросы по содержанию услышанного; понимать содержание детских радио- и
телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
− уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ
речевой ситуации; участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
− правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и
извиняться, используя соответствующие выражения;
− принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;
− уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в
условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка
предметных
результатов
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 4-х классов базируется на принципах индивидуального и
дифференцированного подходов и осуществляется по трехбалльной системе:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного материала.
Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать ответ, привести
необходимые примеры полученных знаний на практике, в жизни. Допускает незначительные
неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с
помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям
оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с
помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых
предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно и последовательно, с
большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить
правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала.
Оценка «2» - не ставится.
№
Тема предмета
Колво
часов
IV.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Делимся новостями – 4 часа
1
Мы снова в школе
Делимся новостями
1
2
Мы снова в школе
1
3
Как я провёл лето
1
Поздравление с началом учебного года
Знание
и
употребление
слов
приветствия и прощания в школе и
дома
Введение в тему (рассматривание
картинки, свободные высказывания
детей по её содержанию)
Беседа с привлечением личного опыта
Составление рассказа об интересных
событиях, произошедших летом, показ
фотографий, рисунков
Конструирование диалогов на тему
«Как я провёл лето»
Составление описания школы по
плану
Конструирование
диалоговприветствий из заданных реплик
Знакомство с текстом стихотворения
И. Гамазковой «Прошлым летом»
Составление рассказов на тему летнего
отдыха с использованием карточекопор с названиями фиксированных
частей текста (начало, основная часть,
конец)
Конструирование
диалогов
по
рисункам на тему «Этим летом…»
Выражают свои просьбы,
используют вежливые слова,
используют правила этикета
при встрече и расставании с
детьми и взрослыми
Составляют
рассказы
на
основе
иллюстраций
с
помощью
наводящих
вопросов учителя
Правильно
выражают
свои
просьбы,
умеют
здороваться,
прощаться, просить прощения и
извиняться,
используют
соответствующие выражения
Составляют рассказы на основе
иллюстраций
Используют
диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения
Участвуют в диалоге с
помощью
наводящих
вопросов
Составляют
рассказы
с
использованием
карточекопор с помощью наводящих
вопросов учителя
Пользуются словами этикета,
основными правилами культуры
речевого общения
Участвуют в диалоге
Составляют рассказы на тему
летнего отдыха с использованием
карточек-опор
Используют
диалогические Пользуются словами этикета,
формы речи в различных основными правилами культуры
4
Урок-игра
«Угадай
мой рисунок»
1
Игра «Где я был-не расскажу, а что
делал-покажу»
с
использованием
рисунков
Составление обучающимися рассказов
о
самых
интересных
событиях
прошедшего лета с опорой на
карточки,
называющие
фиксированные части текста, и на
выполненные рисунки
Рисование по теме летнего отдыха,
угадывание темы рисунка, обсуждение
Составление рассказов по своим
рисункам так, чтобы остальные
ученики смогли догадаться, какой
рисунок выполнен рассказчиком
ситуациях общения
Играют в игры, соблюдая
правила
Составляют
рассказы
с
опорой
на
карточки
с
помощью
наводящих
вопросов учителя
речевого общения
Играют в игру, соблюдая правила
Участвуют в диалоге
Составляют рассказы с опорой на
карточки
Участвуют в обсуждении
Участвуют в обсуждении
Составляют
рассказ
по Составляют рассказ по рисунку
рисунку
с
помощью
наводящих вопросов учителя
Я выбираю книгу. Библиотека – 4 часа
5
Я выбираю книгу
1
6
7
Мы в библиотеке
Моя любимая книга
1
1
Чтение
стихотворения
учителем,
обсуждение
прочитанного,
коллективный ответ на поставленный
в стихотворении вопрос
Знание назначения библиотеки, правил
поведения в библиотеке
Умение выбирать книгу в библиотеке
Экскурсия в школьную библиотеку
Использование в речи и поведении
ранее усвоенных правил поведения
Участвуют в беседе
Знакомятся
с
правилами поведения в
библиотеке
Умеют выбирать книгу
в
библиотеке
с
помощью учителя
Участвуют в беседе с
библиотекарем
Составляют
Умеют отвечать на вопросы по
содержанию услышанного
Соблюдают правила поведения в
библиотеке
Умеют выбирать книгу в библиотеке
Умеют отвечать на вопросы
содержанию услышанного
Отгадывают загадки
по
8
Моя любимая книга
1
9
«Подскажите,
пожалуйста…»
1
10
«Подскажите,
пожалуйста…»
«Подскажите,
пожалуйста…»
«Подскажите,
пожалуйста…»
1
13
Я - пассажир
1
14
Я - пассажир
1
15
Я - пассажир
1
11
12
1
1
Участие в диалоге с библиотекарем
предложения с опорой
Отгадывание загадок, беседа по на картинку с помощью
картинке
наводящих
вопросов
Составление предложений с опорой на учителя
картину и собственные высказывания
Составляют рассказы
Составление рассказов «Моя любимая «Моя любимая книга» с
книга» с опорой на план
опорой на план с
Игра «Рассказ по кругу»
помощью наводящих
Обмен первыми впечатлениями о вопросов учителя
книгах, принесённых обучающимися и Играют
в
игры,
учителем
соблюдая правила
«Подскажите, пожалуйста…» - 4 часа
Введение в ситуацию (рассматривание Отвечают на вопросы
картинок, обсуждение проблемного учителя
по
их
вопроса)
содержанию с опорой
Знакомство с темой (беседа на основе на
иллюстративный
личного опыта о том, когда может
материал
быть использована фраза «Подскажите Обсуждают ситуацию с
пожалуйста...»)
помощью учителя
Конструирование возможных диалогов Используют
обращения за помощью: к знакомому диалогические формы
и незнакомому человеку
речи
в
различных
Ролевые игры по теме ситуации
ситуациях общения
Играют
в
игры,
соблюдая правила
Я за порогом дома – 3 часа
Знакомство с темой (беседа на основе Используют
правила
личного опыта)
поведения
в
Актуализация имеющихся знаний о общественном
правилах поведения в общественном транспорте
транспорте
Используют вежливые
Конструирование
возможных слова
диалогов в общественном транспорте
Конструируют
Ролевая игра «В автобусе»
возможные диалоги в
общественном
Составляют предложения с опорой на
картинку и собственные высказывания
Составляют рассказ «Моя любимая
книга» с опорой на план
Играют в игры, соблюдая правила
Воспроизводят составленные рассказы с
опорой на иллюстративный материал
Обсуждают ситуацию
Пользуются словами этикета, основными
правилами культуры речевого общения
Играют в игры, соблюдая правила
Умеют
пользоваться
правилами
поведения в общественном транспорте
Используют вежливые слова
Конструируют возможные диалоги в
общественном транспорте
Играют в игры, соблюдая правила
транспорте с помощью
учителя
Играют
в
игры,
соблюдая правила
В гости к сказке -7 часов
16
Русская
народная
сказка «Петушок –
Золотой гребешок»
1
17
Русская
народная
сказка «Петушок –
Золотой гребешок»
1
18
Театрализованное
представление сказки
1
19
1
20
Театрализованное
представление сказки
Моя любимая сказка
21
Моя любимая сказка
1
22
Моя любимая сказка
1
1
Прослушивание аудиозаписи сказки
«Петушок — Золотой гребешок» с
опорой на иллюстрации к уроку
Тренировочные
упражнения
в
передаче характера и переживаний
героев
Умение изменять силу голоса, тон и
тема речи в зависимости от эпизода
сказки
Проигрывание эпизодов сказки с
использованием элементов костюмов,
кукол или фигур героев
Участие
в
театрализованном
представлении
сказки
с
использованием элементов костюмов,
кукол или фигур героев
Участие в викторине «Сказка ложь, да
в ней намёк»
Представление любимой сказки в виде
рассказа, пересказа, иллюстраций
Слушают
сказку,
умеют отвечать на
вопросы с опорой на
иллюстративный
материал
Участвуют
в
проигрывании эпизодов
сказки с помощью
учителя
Понимают
содержание
сказки,
прослушанной в аудиозаписи, отвечают
на вопросы учителя
Участвуют в проигрывании эпизодов
сказки
Участвуют
в Принимают участие в театрализованном
проигрывании эпизодов представлении
сказки с помощью
учителя
Воспринимают на слух
рассказы
одноклассников
Отвечают на вопросы
учителя с опорой на
иллюстративный
материал
Пересказывают сказку
с
опорой
на
иллюстративный
материал
У телевизора – 4 часа
Воспринимают
на
слух
одноклассников
Отвечают на вопросы учителя
Пересказывают сказку
рассказы
23
У телевизора
Планируем
телевизионный досуг
1
24
У
телевизора.
Планируем
телевизионный досуг
1
25
Мои
передачи
любимые
1
26
Мои
передачи
любимые
1
27
Игра
«Лисичкасестричка»
1
28
Игра
«Лисичкасестричка»
Игра
«Лисичкасестричка»
1
29
1
Введение в ситуацию (рассматривание Отвечают на вопросы
картинок, обсуждение проблемного учителя по содержанию
вопроса)
просмотренных
и
Знакомство с темой (беседа на основе видеофильмов
личного опыта)
Актуализация,
уточнение
и
расширение имеющихся знаний по
теме: предпочтения обучающихся в
телеэфире, умение ориентироваться в
программе
телепередач,
умение
пользоваться пультом от телевизора
Актуализация,
уточнение
и Отвечают на вопросы
расширение имеющихся знаний по учителя по содержанию
теме: предпочтения обучающихся в просмотренных
и
телеэфире, умение ориентироваться в видеофильмов
программе
телепередач,
умение Участвуют
в
пользоваться пультом от телевизора.
коллективном
Коллективное
обсуждение
«Моя обсуждении
«Моя
любимая программа» с элементами любимая
книга»
с
рассказов обучающихся, выполненных помощью учителя, с
с опорой на план
опорой на план
В гости к сказке – 3 часа
Понимают
содержание
видеофильмов, отвечать на
учителя
Введение в тему (беседа с опорой на
иллюстрацию)
Знакомство со сказкой (слушание
аудиозаписи сказки с опорой на
иллюстрации)
Закрепление
содержания
сказки
(пересказ с опорой на иллюстрации, по
вопросам учителя, игра «Рассказ по
кругу» и др.)
Инсценирование сказки
Понимают
содержание
сказки,
прослушанной в аудиозаписи, отвечают
на вопросы учителя
Инсценируют сказку
Играют в игры, соблюдая правила
Слушают
сказку,
умеют отвечать на
вопросы с опорой на
иллюстративный
материал
Пересказывают сказку
с
опорой
на
иллюстрации
Участвуют
в
проигрывании эпизодов
сказки
Играют
в
игры,
соблюдая правила
детских
вопросы
Понимают
содержание
детских
видеофильмов, отвечать на вопросы
учителя
Коллективно обсуждают «Моя любимая
книга» с опорой на план
Новогодние истории – 4 часа
30
Новогодние истории
1
31
Новогодние истории
1
32
Новогодние истории
1
33
Новогодние истории
1
34
Знаки-помощники
1
35
Знаки-помощники
1
36
Я – пассажир
1
Введение в тему (беседа с опорой на Отвечают
на
вопросы
иллюстрации)
учителя по содержанию
Актуализация знаний о новогодних просмотренных
и
сказках, мультфильмах
видеофильмов
Обсуждение замысла истории
Обсуждают
замысел
Составление предложений к каждой истории
с
помощью
части придумываемой истории с наводящих вопросов
опорой на вопросный план
Составляют
простые
Иллюстрирование истории согласно предложения с опорой на
замыслу
вопросный план и с
Рассказывание вариантов истории, помощью учителя
получившихся у школьников
Участвуют в проигрывании
Представление истории на новогоднем эпизодов
сказки
с
празднике (инсценирование)
помощью учителя
Знаки-помощники - 4 часа
Введение в тему (рассматривание Повторяют правила ПДД
картинок
по
теме
«Знаки- Моделируют
и
помощники»)
проигрывают возможные
Актуализация знаний обучающихся по диалоги
на
улице,
теме на основе рассматривания предполагающие
условных знаков, встречающихся в обсуждение
значения
повседневной жизни
дорожных
знаков
с
Моделирование
и
проигрывание помощью учителя
возможных диалогов на улице,
предполагающих
обсуждение
значения дорожных знаков
Актуализация
информации
о Составляют
правила
предупреждающих и информационных дорожного движения
знаках
Участвуют в ролевых играх
Участие в викторине «О чём мне в соответствии с речевыми
Понимают
содержание
детских
видеофильмов, отвечать на вопросы
учителя
Обсуждают замысел истории
Составляют
распространенные
предложения с опорой на вопросный
план
Рассказывают получившие истории
Принимают
участие
в
театрализованном представлении
Называют дорожные знаки и виды
переходов, рисуют знаки
Моделируют
и проигрывают
возможные диалоги на улице,
предполагающие
обсуждение
значения дорожных знаков
Пользуются правилами дорожного
движения
Участвуют в ролевых играх
Выражают свои просьбы, используя
37
Я – пассажир
1
38
В гостях у леса
1
39
В гостях у леса
1
40
В гостях у леса
1
41
В гостях у леса
1
42
1
Задушевный разговор
43
Задушевный разговор
1
говорят знаки?»
Повторение правил поведения
общественном транспорте
Ролевая игра «Я – пассажир»
возможностями
в Выражают свои просьбы,
используя вежливые слова,
адекватно
пользуясь
правилами этикета
В гостях у леса – 4 часа
Введение в ситуацию (рассматривание Используют диалогические
картинок, обсуждение проблемного формы речи в различных
вопроса)
ситуациях общения
Знакомство с темой (беседа с Отвечают
на
вопросы
привлечением личного опыта, ответы учителя по их содержанию
на вопросы на основе иллюстраций)
с
опорой
на
Актуализация,
уточнение
и иллюстративный материал
расширение имеющихся знаний о Участвуют
в
правилах поведения в лесу
представлении работ в
Творческая работа «Что может соответствии с речевыми
нанести вред лесу?»
возможностями
Представление работ обучающимися Составляют
«Правила
(составление рассказов)
вежливого поведения в
Составление
«Правил
вежливого лесу» с помощью учителя
поведения в лесу»
Задушевный разговор 4 часа
Введение в тему ситуации (работа с Выбирают
правильные
иллюстрацией,
обсуждение средства
интонации,
проблемного вопроса)
ориентируясь на образец
Обсуждение проблемной ситуации учителя и анализ речевой
(девочка расстроена, ей необходимо ситуации
утешение)
Используют диалогические
Актуализация и уточнение словаря формы речи в различных
эмоций у школьников
ситуациях общения
Введение в контекст разговора Играют в игру «Свои
словосочетания
«задушевный чувства не скажу, а без
разговор» (добрый, между друзьями слов
вам
покажу»,
или близкими людьми, негромкий)
соблюдая правила
Моделирование диалогов утешения, Моделируют
диалоги
вежливые слова, адекватно пользуясь
правилами этикета
Активно участвуют в диалогах по
темам речевых ситуаций
Умеют воспроизводить составленные
рассказы
с
опорой
на
иллюстративный материал
Представляют работы
Составляют «Правила вежливого
поведения в лесу»
Выбираю
правильные
средства
интонации, ориентируясь на образец
учителя и анализ речевой ситуации
Участвуют в диалогах по темам
речевых ситуаций
Играют в игру «Свои чувства не
скажу, а без слов вам покажу»
Моделируют
диалоги утешения,
сочувствия, предостережения на
основе иллюстраций
сочувствия,
предостережения
на утешения,
сочувствия,
основе иллюстраций
предостережения на основе
Игра «Свои чувства не скажу, а без иллюстраций и с помощью
слов вам покажу»
учителя
44
Учимся общаться
1
45
Учимся общаться
1
46
Я
получил
приглашение
1
47
Я
получил
приглашение
1
48
Я
получил
приглашение
1
Знакомство с рассказами В. Осеевой
«Волшебное слово», «Что легче?», «На
катке» в аудиозаписи
Совместное рассматривание картинки,
обсуждение первых впечатлений
Тренировочные
упражнения
в
изображении различных эмоций
Соотнесение рассказов с личным
опытом детей
Слушают
рассказы
В.
Осеевой
«Волшебное
слово», «Что легче?», «На
катке»
Рассматривают картинки,
принимают
участие
в
обсуждении
Отвечают на вопросы
Выбирают
правильные
средства
интонации,
ориентируясь на образец
учителя и анализ речевой
ситуации
Участвуют в диалогах по
темам речевых ситуаций
Приглашение – 4 часа
Введение в ситуацию (беседа с опорой Используют диалогические
на
иллюстрацию,
обсуждение формы речи в различных
проблемного вопроса)
ситуациях общения
Актуализация имеющихся знаний по Составляют
устные
теме (беседа на основе личного опыта) приглашения с опорой на
Конструирование
устных план в соответствии с
приглашений с опорой на план
речевыми возможностями
Дифференциация в зависимости от Составляют
текстовые
адресата
письменные приглашения с
Моделирование диалогов, содержащих помощью учителя
приглашение и вежливый отказ
Моделируют диалоги с
Составление текстов письменных помощью
наводящих
приглашений
вопросов
Понимают содержание рассказов,
прослушанной
в
аудиозаписи,
отвечают на вопросы учителя
Рассматривают картинки, принимают
участие в обсуждении
Отвечают на вопросы
Выбирают
правильные средства
интонации, ориентируясь на образец
учителя и анализ речевой ситуации
Участвуют в диалогах по темам
речевых ситуаций
Соотносят составленные рассказы с о
своим личным опытом с помощью
учителя
Используют диалогические формы
речи в различных ситуациях общения
Конструируют устные приглашения с
опорой на план
Составляют текстовые письменные
приглашения
Моделируют диалоги
49
Инсценировка
стихотворения
Усачёва
«Приглашение
улитке»
1
А.
50
Поздравления
1
51
Поздравления
1
52
Поздравления
1
53
Поздравления
1
54
Мы на Дне рождения
1
55
Мы на Дне рождения
1
Актуализация имеющихся знаний по
теме (беседа на основе личного опыта)
Слушание аудиозаписи стихотворения,
распределение ролей, инсценирование
стихотворения
А.
Усачёва
«Приглашение улитке»
Слушают стихотворение А.
Усачёва
«Приглашение
улитке»
Участвуют
в
инсценировании
стихотворения А. Усачёва
«Приглашение улитке»
Поздравляю! – 6 часов
Введение в ситуацию (беседа с опорой Используют диалогические
на
иллюстрацию,
обсуждение формы речи в различных
проблемного вопроса)
ситуациях общения
Конструирование
поздравлений Составляют поздравление
Дифференциация в зависимости от в соответствии с речевыми
адресата
возможностями с помощью
Знакомство с правилами оформления учителя
письменного
поздравления
на Подписывают
открытке
поздравительные открытки
Тренировочные
упражнения
в по образцу
подписывании
поздравительных Оформляют
открыток
поздравительную открытку
Подготовка
поздравительной с помощью учителя
открытки и подписи к ней
Составление предложений с опорой на Разучивают
и
схемы
рассказывают
Повторение правил поведения в гостях стихотворения
в
Тренировочные
упражнения
в соответствии с речевыми
произнесении поздравлений
возможностями
Обсуждение
и
проигрывание Составляют предложения с
возможных конкурсов и развлечений, опорой на схемы и с
которые могут быть предложены в помощью учителя
гостях
Произносят
простые
поздравления
Принимают
участие
в
играх, соблюдая правила
Жду письма! – 4 часа
Понимают
содержание
стихотворения, прослушанной в
аудиозаписи, отвечают на вопросы
учителя
Инсценируют
стихотворение
А.
Усачёва «Приглашение улитке»
Активно участвуют в диалогах по
темам речевых ситуаций
Составляют
поздравление
в
соответствии
с
речевыми
возможностями
Подписывают
поздравительные
открытки по образцу
Оформляют
поздравительную
открытку
Разучивают
и
рассказывают
стихотворения
Составляют предложения с опорой
на схемы
Составляют
и
воспроизводят
простые поздравления
Принимают
участие
в
играх,
соблюдая правила
56
Жду письма!
1
57
Жду письма!
1
58
Жду письма!
1
59
Жду письма!
1
60
«Извините меня…»
1
61
62
63
64
Знакомство с темой (беседа с Используют диалогические
привлечением личного опыта)
формы речи в различных
Актуализация опыта обучающихся по ситуациях общения
теме, знакомство со структурой Отвечают на вопросы
письма
Используют
структуру
Составление коллективного письма письма и участвуют в
литературному герою по теме с составлении коллективного
опорой на план из ключевых слов
письма
Самостоятельная
работа
с Составляют
письма
с
дифференцированной
помощью помощью учителя
учителя «Письмо …» (в зависимости Участвуют
в
от интересов обучающихся могут быть самостоятельной работе с
предложены задания написать письмо дифференцированной
другу, родственнику и др.)
помощью учителя
«Извините меня…» - 4 часа
Введение в ситуацию (рассматривание
картинок, обсуждение проблемного
вопроса)
Знакомство с темой (беседа на основе
личного опыта о том, когда может
быть использована фраза «Извините
меня»)
Конструирование
возможных
диалогов, содержащих извинения
Ролевые игры по теме ситуации
Активно участвуют в диалогах по
темам речевых ситуаций
Отвечают на вопросы
Пользуются структурой письма,
опираются на план из ключевых слов
при
составлении
коллективного
письма
Составляют письма. Самостоятельно
работают с дифференцированной
помощью учителя
Рассматривают картинки
Рассматривают картинки.
Используют диалогические Активно участвуют в диалогах по
формы речи в различных темам речевых ситуаций
«Извините меня…»
1
ситуациях общения
Конструируют возможные диалоги,
Конструируют возможные содержащие извинения
диалоги,
содержащие Участвуют в диалогах по темам
«Извините меня…»
1
извинения с помощью речевых ситуаций, в ролевых играх
наводящих вопросов
«Извините меня…»
1
Участвуют в ролевых играх
в соответствии с речевыми
возможностями
Поздравительная открытка
(место уроков по данной теме в последовательности уроков 4-й четверти определяется учителем по календарю, исходя из необходимости
приблизить их к календарной дате 9 мая) – 2 часа
Поздравительная
1
Знакомство с темой (беседа с Используют диалогические Активно участвуют в диалогах по
открытка к 9 мая
привлечением личного опыта, ответы формы речи в различных темам речевых ситуаций
на вопросы на основе иллюстраций)
ситуациях общения
Отвечают на вопросы
Прослушивание
песен,
стихов, Отвечают на вопросы
Понимают содержание стихов, песен,
65
Поздравительная
открытка к 9 мая
1
рассказов о Великой Отечественной
войне
Рисование праздничных открыток
Конструирование поздравлений с
Днём Победы различным адресатам
(ветеранам, учителям, родным)
Подписывание открыток
Доставка
открыток
адресатам
(отправление
письмом,
доставка
лично в руки)
66
«Во саду
огороде»
ли,
67
«Во саду
огороде»
68
«Во саду
огороде»
Слушают песни, стихи,
рассказы
о
Великой
Отечественной войне
Разучивают
и
рассказывают
стихотворения
в
соответствии с речевыми
возможностями
Составляют поздравления с
праздником с помощью
наводящих вопросов и
учителя
Подписывают открытки с
опорой на образец
«Во саду ли в огороде» - 3 часа
в
1
ли,
в
1
ли,
в
1
Введение в ситуацию (рассматривание
картинок, обсуждение проблемного
вопроса)
Знакомство с темой (беседа с
привлечением личного опыта, ответы
на вопросы на основе иллюстраций,
основная линия беседы - работа летом
в саду и в огороде, овощи, фрукты и
ягоды, растущие в нашей местности)
Подготовка
обучающимися
творческих работ по теме (обсуждение
замыслов, порядка выполнения)
Выполнение
и
представление
творческих
работ
классу
—
составление рассказов на основе
выполненных рисунков
Обсуждение планов обучающихся на
каникулы: свободные высказывания,
взаимные вопросы, уточнения
Рассматривают картинки
Используют диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения
Участвуют в беседе;
отвечают
на
вопросы
учителя
Выполняют
и
представляют творческие
работы
классу
в
соответствии с речевыми
возможностями
Обсуждают
планы
на
каникулы
с
помощью
наводящих вопросов
рассказов о ВОВ прослушанной в
аудиозаписи, отвечают на вопросы
учителя
Разучивают
и
рассказывают
стихотворения
Составляют
поздравления
с
праздником различным адресатам с
помощью учителя
Подписывают открытки
Рассматривают картинки.
Активно участвуют в диалогах по
темам
речевых
ситуаций
Участвуют в беседе;
отвечают на вопросы учителя
Выполняют
и
представляют
творческие работы классу
Обсуждают планы на каникулы с
помощью наводящих вопросов
Задают
вопросы
учителю
и
одноклассникам
Составляют простой рассказ на тему
«Как я буду проводить каникулы»