МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет по образованию, науки и молодежной политики Волгоградской области Отдел по образованию и молодежной политики администрации Котовского муниципального района МКОУ Попковская СШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Методический совет Педагогический совет Директор школы Протокол №4 от «30» августа 2024 г. Протокол №4 от «30» августа 2024 г. ________________________ Е.М.Матвеева Приказ №86 от «30» августа 2024 г. Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Речевая практика» (для 4 класса) х.Попки 2024 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Речевая практика». Цель учебного предмета – развитие речевой коммуникации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для осуществления общения с окружающими людьми. Задачи обучения: − совершенствование речевого опыта; − обогащение языковых средств детей; − формирование выразительной стороны речи; − формирование у обучающихся навыков связной речи; − воспитание культуры речевого общения. Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 4 классе определяет следующие задачи: − ускорение процесса овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов; − улучшение таких качественных характеристик устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность; − развитие умения составлять рассказ с опорой на иллюстрации, на фиксированную структуру текста, по серии картинок; − развитие творческой активности обучающихся; − формирование представлений о необходимости обязательного выполнения правил, обеспечивающих безопасность человека и порядок в обществе. II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение речевой практике в 4 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессиональнотрудовыми знаниями и навыками, учит использованию речи в различных ситуациях. В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и обучающихся выделяются следующие методы обучения: конструирование диалогов, тренировочные упражнения в произнесении с заданной интонацией, проигрывание диалогов, рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений, слушание аудиозаписи, ролевые и дидактические игры по теме ситуации и др. Содержание разделов № Название раздела, темы Количество Контрольные п/п часов работы 1 Аудирование 10 2 Дикция и выразительность речи 3 Подготовка речевой высказывания 4 Культура общения ситуации и 2 28 4 8 1 68 7 организация Итого: III. 22 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: способность положительно относиться к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; представление о различных социальных ролях: собственных и окружающих людей; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Предметные: Минимальный уровень: − выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей; − выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми; − знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями); − слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; − выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя; − участвовать в беседе; − слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план. Достаточный уровень: − понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного; понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного; − уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации; участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; − правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения; − принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций; − уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных результатов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4-х классов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов и осуществляется по трехбалльной системе: «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно. Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний на практике, в жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала. Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя. Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала. Оценка «2» - не ставится. № Тема предмета Колво часов IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности обучающихся Минимальный уровень Достаточный уровень Делимся новостями – 4 часа 1 Мы снова в школе Делимся новостями 1 2 Мы снова в школе 1 3 Как я провёл лето 1 Поздравление с началом учебного года Знание и употребление слов приветствия и прощания в школе и дома Введение в тему (рассматривание картинки, свободные высказывания детей по её содержанию) Беседа с привлечением личного опыта Составление рассказа об интересных событиях, произошедших летом, показ фотографий, рисунков Конструирование диалогов на тему «Как я провёл лето» Составление описания школы по плану Конструирование диалоговприветствий из заданных реплик Знакомство с текстом стихотворения И. Гамазковой «Прошлым летом» Составление рассказов на тему летнего отдыха с использованием карточекопор с названиями фиксированных частей текста (начало, основная часть, конец) Конструирование диалогов по рисункам на тему «Этим летом…» Выражают свои просьбы, используют вежливые слова, используют правила этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми Составляют рассказы на основе иллюстраций с помощью наводящих вопросов учителя Правильно выражают свои просьбы, умеют здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используют соответствующие выражения Составляют рассказы на основе иллюстраций Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения Участвуют в диалоге с помощью наводящих вопросов Составляют рассказы с использованием карточекопор с помощью наводящих вопросов учителя Пользуются словами этикета, основными правилами культуры речевого общения Участвуют в диалоге Составляют рассказы на тему летнего отдыха с использованием карточек-опор Используют диалогические Пользуются словами этикета, формы речи в различных основными правилами культуры 4 Урок-игра «Угадай мой рисунок» 1 Игра «Где я был-не расскажу, а что делал-покажу» с использованием рисунков Составление обучающимися рассказов о самых интересных событиях прошедшего лета с опорой на карточки, называющие фиксированные части текста, и на выполненные рисунки Рисование по теме летнего отдыха, угадывание темы рисунка, обсуждение Составление рассказов по своим рисункам так, чтобы остальные ученики смогли догадаться, какой рисунок выполнен рассказчиком ситуациях общения Играют в игры, соблюдая правила Составляют рассказы с опорой на карточки с помощью наводящих вопросов учителя речевого общения Играют в игру, соблюдая правила Участвуют в диалоге Составляют рассказы с опорой на карточки Участвуют в обсуждении Участвуют в обсуждении Составляют рассказ по Составляют рассказ по рисунку рисунку с помощью наводящих вопросов учителя Я выбираю книгу. Библиотека – 4 часа 5 Я выбираю книгу 1 6 7 Мы в библиотеке Моя любимая книга 1 1 Чтение стихотворения учителем, обсуждение прочитанного, коллективный ответ на поставленный в стихотворении вопрос Знание назначения библиотеки, правил поведения в библиотеке Умение выбирать книгу в библиотеке Экскурсия в школьную библиотеку Использование в речи и поведении ранее усвоенных правил поведения Участвуют в беседе Знакомятся с правилами поведения в библиотеке Умеют выбирать книгу в библиотеке с помощью учителя Участвуют в беседе с библиотекарем Составляют Умеют отвечать на вопросы по содержанию услышанного Соблюдают правила поведения в библиотеке Умеют выбирать книгу в библиотеке Умеют отвечать на вопросы содержанию услышанного Отгадывают загадки по 8 Моя любимая книга 1 9 «Подскажите, пожалуйста…» 1 10 «Подскажите, пожалуйста…» «Подскажите, пожалуйста…» «Подскажите, пожалуйста…» 1 13 Я - пассажир 1 14 Я - пассажир 1 15 Я - пассажир 1 11 12 1 1 Участие в диалоге с библиотекарем предложения с опорой Отгадывание загадок, беседа по на картинку с помощью картинке наводящих вопросов Составление предложений с опорой на учителя картину и собственные высказывания Составляют рассказы Составление рассказов «Моя любимая «Моя любимая книга» с книга» с опорой на план опорой на план с Игра «Рассказ по кругу» помощью наводящих Обмен первыми впечатлениями о вопросов учителя книгах, принесённых обучающимися и Играют в игры, учителем соблюдая правила «Подскажите, пожалуйста…» - 4 часа Введение в ситуацию (рассматривание Отвечают на вопросы картинок, обсуждение проблемного учителя по их вопроса) содержанию с опорой Знакомство с темой (беседа на основе на иллюстративный личного опыта о том, когда может материал быть использована фраза «Подскажите Обсуждают ситуацию с пожалуйста...») помощью учителя Конструирование возможных диалогов Используют обращения за помощью: к знакомому диалогические формы и незнакомому человеку речи в различных Ролевые игры по теме ситуации ситуациях общения Играют в игры, соблюдая правила Я за порогом дома – 3 часа Знакомство с темой (беседа на основе Используют правила личного опыта) поведения в Актуализация имеющихся знаний о общественном правилах поведения в общественном транспорте транспорте Используют вежливые Конструирование возможных слова диалогов в общественном транспорте Конструируют Ролевая игра «В автобусе» возможные диалоги в общественном Составляют предложения с опорой на картинку и собственные высказывания Составляют рассказ «Моя любимая книга» с опорой на план Играют в игры, соблюдая правила Воспроизводят составленные рассказы с опорой на иллюстративный материал Обсуждают ситуацию Пользуются словами этикета, основными правилами культуры речевого общения Играют в игры, соблюдая правила Умеют пользоваться правилами поведения в общественном транспорте Используют вежливые слова Конструируют возможные диалоги в общественном транспорте Играют в игры, соблюдая правила транспорте с помощью учителя Играют в игры, соблюдая правила В гости к сказке -7 часов 16 Русская народная сказка «Петушок – Золотой гребешок» 1 17 Русская народная сказка «Петушок – Золотой гребешок» 1 18 Театрализованное представление сказки 1 19 1 20 Театрализованное представление сказки Моя любимая сказка 21 Моя любимая сказка 1 22 Моя любимая сказка 1 1 Прослушивание аудиозаписи сказки «Петушок — Золотой гребешок» с опорой на иллюстрации к уроку Тренировочные упражнения в передаче характера и переживаний героев Умение изменять силу голоса, тон и тема речи в зависимости от эпизода сказки Проигрывание эпизодов сказки с использованием элементов костюмов, кукол или фигур героев Участие в театрализованном представлении сказки с использованием элементов костюмов, кукол или фигур героев Участие в викторине «Сказка ложь, да в ней намёк» Представление любимой сказки в виде рассказа, пересказа, иллюстраций Слушают сказку, умеют отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал Участвуют в проигрывании эпизодов сказки с помощью учителя Понимают содержание сказки, прослушанной в аудиозаписи, отвечают на вопросы учителя Участвуют в проигрывании эпизодов сказки Участвуют в Принимают участие в театрализованном проигрывании эпизодов представлении сказки с помощью учителя Воспринимают на слух рассказы одноклассников Отвечают на вопросы учителя с опорой на иллюстративный материал Пересказывают сказку с опорой на иллюстративный материал У телевизора – 4 часа Воспринимают на слух одноклассников Отвечают на вопросы учителя Пересказывают сказку рассказы 23 У телевизора Планируем телевизионный досуг 1 24 У телевизора. Планируем телевизионный досуг 1 25 Мои передачи любимые 1 26 Мои передачи любимые 1 27 Игра «Лисичкасестричка» 1 28 Игра «Лисичкасестричка» Игра «Лисичкасестричка» 1 29 1 Введение в ситуацию (рассматривание Отвечают на вопросы картинок, обсуждение проблемного учителя по содержанию вопроса) просмотренных и Знакомство с темой (беседа на основе видеофильмов личного опыта) Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний по теме: предпочтения обучающихся в телеэфире, умение ориентироваться в программе телепередач, умение пользоваться пультом от телевизора Актуализация, уточнение и Отвечают на вопросы расширение имеющихся знаний по учителя по содержанию теме: предпочтения обучающихся в просмотренных и телеэфире, умение ориентироваться в видеофильмов программе телепередач, умение Участвуют в пользоваться пультом от телевизора. коллективном Коллективное обсуждение «Моя обсуждении «Моя любимая программа» с элементами любимая книга» с рассказов обучающихся, выполненных помощью учителя, с с опорой на план опорой на план В гости к сказке – 3 часа Понимают содержание видеофильмов, отвечать на учителя Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию) Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации) Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.) Инсценирование сказки Понимают содержание сказки, прослушанной в аудиозаписи, отвечают на вопросы учителя Инсценируют сказку Играют в игры, соблюдая правила Слушают сказку, умеют отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал Пересказывают сказку с опорой на иллюстрации Участвуют в проигрывании эпизодов сказки Играют в игры, соблюдая правила детских вопросы Понимают содержание детских видеофильмов, отвечать на вопросы учителя Коллективно обсуждают «Моя любимая книга» с опорой на план Новогодние истории – 4 часа 30 Новогодние истории 1 31 Новогодние истории 1 32 Новогодние истории 1 33 Новогодние истории 1 34 Знаки-помощники 1 35 Знаки-помощники 1 36 Я – пассажир 1 Введение в тему (беседа с опорой на Отвечают на вопросы иллюстрации) учителя по содержанию Актуализация знаний о новогодних просмотренных и сказках, мультфильмах видеофильмов Обсуждение замысла истории Обсуждают замысел Составление предложений к каждой истории с помощью части придумываемой истории с наводящих вопросов опорой на вопросный план Составляют простые Иллюстрирование истории согласно предложения с опорой на замыслу вопросный план и с Рассказывание вариантов истории, помощью учителя получившихся у школьников Участвуют в проигрывании Представление истории на новогоднем эпизодов сказки с празднике (инсценирование) помощью учителя Знаки-помощники - 4 часа Введение в тему (рассматривание Повторяют правила ПДД картинок по теме «Знаки- Моделируют и помощники») проигрывают возможные Актуализация знаний обучающихся по диалоги на улице, теме на основе рассматривания предполагающие условных знаков, встречающихся в обсуждение значения повседневной жизни дорожных знаков с Моделирование и проигрывание помощью учителя возможных диалогов на улице, предполагающих обсуждение значения дорожных знаков Актуализация информации о Составляют правила предупреждающих и информационных дорожного движения знаках Участвуют в ролевых играх Участие в викторине «О чём мне в соответствии с речевыми Понимают содержание детских видеофильмов, отвечать на вопросы учителя Обсуждают замысел истории Составляют распространенные предложения с опорой на вопросный план Рассказывают получившие истории Принимают участие в театрализованном представлении Называют дорожные знаки и виды переходов, рисуют знаки Моделируют и проигрывают возможные диалоги на улице, предполагающие обсуждение значения дорожных знаков Пользуются правилами дорожного движения Участвуют в ролевых играх Выражают свои просьбы, используя 37 Я – пассажир 1 38 В гостях у леса 1 39 В гостях у леса 1 40 В гостях у леса 1 41 В гостях у леса 1 42 1 Задушевный разговор 43 Задушевный разговор 1 говорят знаки?» Повторение правил поведения общественном транспорте Ролевая игра «Я – пассажир» возможностями в Выражают свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользуясь правилами этикета В гостях у леса – 4 часа Введение в ситуацию (рассматривание Используют диалогические картинок, обсуждение проблемного формы речи в различных вопроса) ситуациях общения Знакомство с темой (беседа с Отвечают на вопросы привлечением личного опыта, ответы учителя по их содержанию на вопросы на основе иллюстраций) с опорой на Актуализация, уточнение и иллюстративный материал расширение имеющихся знаний о Участвуют в правилах поведения в лесу представлении работ в Творческая работа «Что может соответствии с речевыми нанести вред лесу?» возможностями Представление работ обучающимися Составляют «Правила (составление рассказов) вежливого поведения в Составление «Правил вежливого лесу» с помощью учителя поведения в лесу» Задушевный разговор 4 часа Введение в тему ситуации (работа с Выбирают правильные иллюстрацией, обсуждение средства интонации, проблемного вопроса) ориентируясь на образец Обсуждение проблемной ситуации учителя и анализ речевой (девочка расстроена, ей необходимо ситуации утешение) Используют диалогические Актуализация и уточнение словаря формы речи в различных эмоций у школьников ситуациях общения Введение в контекст разговора Играют в игру «Свои словосочетания «задушевный чувства не скажу, а без разговор» (добрый, между друзьями слов вам покажу», или близкими людьми, негромкий) соблюдая правила Моделирование диалогов утешения, Моделируют диалоги вежливые слова, адекватно пользуясь правилами этикета Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций Умеют воспроизводить составленные рассказы с опорой на иллюстративный материал Представляют работы Составляют «Правила вежливого поведения в лесу» Выбираю правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации Участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций Играют в игру «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу» Моделируют диалоги утешения, сочувствия, предостережения на основе иллюстраций сочувствия, предостережения на утешения, сочувствия, основе иллюстраций предостережения на основе Игра «Свои чувства не скажу, а без иллюстраций и с помощью слов вам покажу» учителя 44 Учимся общаться 1 45 Учимся общаться 1 46 Я получил приглашение 1 47 Я получил приглашение 1 48 Я получил приглашение 1 Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке» в аудиозаписи Совместное рассматривание картинки, обсуждение первых впечатлений Тренировочные упражнения в изображении различных эмоций Соотнесение рассказов с личным опытом детей Слушают рассказы В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке» Рассматривают картинки, принимают участие в обсуждении Отвечают на вопросы Выбирают правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации Участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций Приглашение – 4 часа Введение в ситуацию (беседа с опорой Используют диалогические на иллюстрацию, обсуждение формы речи в различных проблемного вопроса) ситуациях общения Актуализация имеющихся знаний по Составляют устные теме (беседа на основе личного опыта) приглашения с опорой на Конструирование устных план в соответствии с приглашений с опорой на план речевыми возможностями Дифференциация в зависимости от Составляют текстовые адресата письменные приглашения с Моделирование диалогов, содержащих помощью учителя приглашение и вежливый отказ Моделируют диалоги с Составление текстов письменных помощью наводящих приглашений вопросов Понимают содержание рассказов, прослушанной в аудиозаписи, отвечают на вопросы учителя Рассматривают картинки, принимают участие в обсуждении Отвечают на вопросы Выбирают правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации Участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций Соотносят составленные рассказы с о своим личным опытом с помощью учителя Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения Конструируют устные приглашения с опорой на план Составляют текстовые письменные приглашения Моделируют диалоги 49 Инсценировка стихотворения Усачёва «Приглашение улитке» 1 А. 50 Поздравления 1 51 Поздравления 1 52 Поздравления 1 53 Поздравления 1 54 Мы на Дне рождения 1 55 Мы на Дне рождения 1 Актуализация имеющихся знаний по теме (беседа на основе личного опыта) Слушание аудиозаписи стихотворения, распределение ролей, инсценирование стихотворения А. Усачёва «Приглашение улитке» Слушают стихотворение А. Усачёва «Приглашение улитке» Участвуют в инсценировании стихотворения А. Усачёва «Приглашение улитке» Поздравляю! – 6 часов Введение в ситуацию (беседа с опорой Используют диалогические на иллюстрацию, обсуждение формы речи в различных проблемного вопроса) ситуациях общения Конструирование поздравлений Составляют поздравление Дифференциация в зависимости от в соответствии с речевыми адресата возможностями с помощью Знакомство с правилами оформления учителя письменного поздравления на Подписывают открытке поздравительные открытки Тренировочные упражнения в по образцу подписывании поздравительных Оформляют открыток поздравительную открытку Подготовка поздравительной с помощью учителя открытки и подписи к ней Составление предложений с опорой на Разучивают и схемы рассказывают Повторение правил поведения в гостях стихотворения в Тренировочные упражнения в соответствии с речевыми произнесении поздравлений возможностями Обсуждение и проигрывание Составляют предложения с возможных конкурсов и развлечений, опорой на схемы и с которые могут быть предложены в помощью учителя гостях Произносят простые поздравления Принимают участие в играх, соблюдая правила Жду письма! – 4 часа Понимают содержание стихотворения, прослушанной в аудиозаписи, отвечают на вопросы учителя Инсценируют стихотворение А. Усачёва «Приглашение улитке» Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций Составляют поздравление в соответствии с речевыми возможностями Подписывают поздравительные открытки по образцу Оформляют поздравительную открытку Разучивают и рассказывают стихотворения Составляют предложения с опорой на схемы Составляют и воспроизводят простые поздравления Принимают участие в играх, соблюдая правила 56 Жду письма! 1 57 Жду письма! 1 58 Жду письма! 1 59 Жду письма! 1 60 «Извините меня…» 1 61 62 63 64 Знакомство с темой (беседа с Используют диалогические привлечением личного опыта) формы речи в различных Актуализация опыта обучающихся по ситуациях общения теме, знакомство со структурой Отвечают на вопросы письма Используют структуру Составление коллективного письма письма и участвуют в литературному герою по теме с составлении коллективного опорой на план из ключевых слов письма Самостоятельная работа с Составляют письма с дифференцированной помощью помощью учителя учителя «Письмо …» (в зависимости Участвуют в от интересов обучающихся могут быть самостоятельной работе с предложены задания написать письмо дифференцированной другу, родственнику и др.) помощью учителя «Извините меня…» - 4 часа Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса) Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Извините меня») Конструирование возможных диалогов, содержащих извинения Ролевые игры по теме ситуации Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций Отвечают на вопросы Пользуются структурой письма, опираются на план из ключевых слов при составлении коллективного письма Составляют письма. Самостоятельно работают с дифференцированной помощью учителя Рассматривают картинки Рассматривают картинки. Используют диалогические Активно участвуют в диалогах по формы речи в различных темам речевых ситуаций «Извините меня…» 1 ситуациях общения Конструируют возможные диалоги, Конструируют возможные содержащие извинения диалоги, содержащие Участвуют в диалогах по темам «Извините меня…» 1 извинения с помощью речевых ситуаций, в ролевых играх наводящих вопросов «Извините меня…» 1 Участвуют в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями Поздравительная открытка (место уроков по данной теме в последовательности уроков 4-й четверти определяется учителем по календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарной дате 9 мая) – 2 часа Поздравительная 1 Знакомство с темой (беседа с Используют диалогические Активно участвуют в диалогах по открытка к 9 мая привлечением личного опыта, ответы формы речи в различных темам речевых ситуаций на вопросы на основе иллюстраций) ситуациях общения Отвечают на вопросы Прослушивание песен, стихов, Отвечают на вопросы Понимают содержание стихов, песен, 65 Поздравительная открытка к 9 мая 1 рассказов о Великой Отечественной войне Рисование праздничных открыток Конструирование поздравлений с Днём Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным) Подписывание открыток Доставка открыток адресатам (отправление письмом, доставка лично в руки) 66 «Во саду огороде» ли, 67 «Во саду огороде» 68 «Во саду огороде» Слушают песни, стихи, рассказы о Великой Отечественной войне Разучивают и рассказывают стихотворения в соответствии с речевыми возможностями Составляют поздравления с праздником с помощью наводящих вопросов и учителя Подписывают открытки с опорой на образец «Во саду ли в огороде» - 3 часа в 1 ли, в 1 ли, в 1 Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса) Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, основная линия беседы - работа летом в саду и в огороде, овощи, фрукты и ягоды, растущие в нашей местности) Подготовка обучающимися творческих работ по теме (обсуждение замыслов, порядка выполнения) Выполнение и представление творческих работ классу — составление рассказов на основе выполненных рисунков Обсуждение планов обучающихся на каникулы: свободные высказывания, взаимные вопросы, уточнения Рассматривают картинки Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения Участвуют в беседе; отвечают на вопросы учителя Выполняют и представляют творческие работы классу в соответствии с речевыми возможностями Обсуждают планы на каникулы с помощью наводящих вопросов рассказов о ВОВ прослушанной в аудиозаписи, отвечают на вопросы учителя Разучивают и рассказывают стихотворения Составляют поздравления с праздником различным адресатам с помощью учителя Подписывают открытки Рассматривают картинки. Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций Участвуют в беседе; отвечают на вопросы учителя Выполняют и представляют творческие работы классу Обсуждают планы на каникулы с помощью наводящих вопросов Задают вопросы учителю и одноклассникам Составляют простой рассказ на тему «Как я буду проводить каникулы»