МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет по образованию, науки и молодежной политики Волгоградской области Отдел по образованию и молодежной политики администрации Котовского муниципального района МКОУ Попковская СШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Методический совет Педагогический совет Директор школы Протокол №4 от «30» августа 2024 г. Протокол №4 от «30» августа 2024 г. ________________________ Е.М.Матвеева Приказ №86 от «30» августа 2024 г. Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Ручной труд» (для 4 класса) х.Попки 2024 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Ручной труд» относится к предметной области «Технология» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 час в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Ручной труд». Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Изучение предмета способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. Задачи обучения: − формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека; − формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека; − расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей; − расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; − формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности; − формирование интереса к разнообразным видам труда; − развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); − развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); − развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений; − развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); − формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации; − формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» в 4 классе определяет следующие задачи: − формирование трудовых навыков, обучение доступным приемам труда, знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойств материалов, развитие элементарной самостоятельности в труде, привитие интереса к труду; − формирование организационных умений: вовремя приходить на занятия по труду, организованно входить в класс ручного труда, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования; − обогащение представлений о процессе труда; − воспитание потребностей и готовности работать в коллективе; − умственное воспитание (развитие восприятия, представлений, овладение элементарными действиями с орудиями, приобретения учения планировать и предвидеть результаты работы); − нравственное воспитание, воспитание коллективизма, взаимопомощи, готовности трудиться, умения довести начатое дело до конца, формировать положительного отношения к труду взрослых; − физическое воспитание: физическое развитие, развитие зрительно-двигательной координации мелкой моторики, координированности движений рук, четкость и ловкость рабочих движений, правильность выполнения рабочих приемов, правильный захват инструментов; − речевое развитие: расширение и обогащение словаря, развитие речевого содержания, полноте и последовательности изложения, грамматическому строю; − эстетическое воспитание: воспитание работать не только быстро, но и правильно, и красиво, понять и почувствовать красоту изделия, красоту материала, особенности его фактуры. II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Учебный материал для четвертого класса планируется с учетом повторения, закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков, полученных школьниками во третьем классе. Особенностью обучения в четвертом классе является расширение спектра видов работы. Программный материал направлен на формирование у обучающихся с умственной отсталостью представлений о видах труда близких к работе столяра, переплетчика, слесаря, швеи. В четвертом классе формирование первоначальных трудовых умений и навыков завершается, но по-прежнему в течение всего года активно ведется работа по поддержанию интереса к труду в самых различных формах. Для подачи учебного материала необходимо использовать разные методы, вносить в обучение элементы занимательности и игры, давать посильные и общественно значимые задания, бережно относиться к результатам детской деятельности. Содержание разделов № Название раздела, темы Количест Контрольные п/п во часов работы (кол-во) 1 Работа с бумагой 40 2 Работа с текстильными материалами 16 3 Работа с древесными материалами 4 4 Работа с металлом 8 68 Итого: III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину; воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные: Минимальный уровень: − знать правила организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); − знать виды трудовых работ; − знать названия и некоторые свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знать и соблюдать правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними; − знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правила техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; − знать приемы работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда; − анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей; − пользоваться доступными технологическими (и инструкционными) картами; − составлять стандартный план работы по пунктам; − владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов; − работать с доступными материалами; − использовать в работе доступные материалы (глину и пластилин; природный материал; бумагу и картон; нитки и ткань; проволоку и металл; древесину; конструировать из металлоконструктора); − выполнять несложный ремонт одежды. Достаточный уровень: − знать правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину; − знать об исторической, культурной и эстетической ценности вещей; − знать виды художественных ремесел; − находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради; − знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарные и гигиенические требованиями при выполнении трудовых работ; − осознанно подбирать материалы по физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам; − отбирать оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей, экономно расходовать материалы; − использовать в работе разнообразную наглядность: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и выполнять действия в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; − осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы; − оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); − устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; − выполнять общественные поручения по уборке класса (мастерской) после уроков трудового обучения. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом. Оценка предметных результатов осуществляется по следующей системе: «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно. Оценка «5» ставится, если обучающийся ориентируется в задании, подбирает материал и инструмент для работы, изготовление поделки самостоятельно. Может сделать необходимую оценку, измерения с помощью наводящих вопросов учителя. Употребляет в речи слова и фразы, обозначающие пространственные признаки предметов. Оценка «4» ставится, если обучающийся в ходе изготовления поделки допускает небольшие неточности, не влияющие на основные параметры поделки, которые исправляет при помощи учителя. Не может, без помощи учителя, самостоятельно ответить на отдельные вопросы. Оценка «3» ставится, если обучающийся выполнять самостоятельно, без помощи учителя, предложенные поделки не может. Не всегда контролирует свои действия, требует постоянного внимания со стороны учителя при выполнении задания. Нечётко отвечает на поставленные вопросы, нередко недопонимания их. Оценка «2» - не ставится. IV. № Тема урока Колво часо в 1 Свойства, сорта бумаги. Виды работ с бумагой 2 2 Геометрическая фигура, раскладка 2 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности обучающихся Минимальный уровень Работа с бумагой и картоном – 8 часов Проверка знаний о бумаге Рассказывают о бумаге. (материалы, инструменты и Дифференцируют и объединяют в приспособления; изделия; виды группы материалы, инструменты и бумаги; размер и форма бумаги; приспособления по вопросам учителя. технологические операции с Подготавливают и содержат в порядке бумагой; виды работы с рабочее место. бумагой). Соблюдают правила поведения на уроках Выполнение упражнений в труда. дифференцировании и Работают с учебником и рабочей объединении в группы тетрадью материалов, инструментов и приспособлений. Подготовка и содержание порядка рабочего места. Соблюдение правил поведения на уроках труда. Работа с учебником и рабочей тетрадью Выполнение различных видов Называют виды работы с бумагой. работы с бумагой (складывание, Подготавливают рабочее место к работе вырезание, аппликация, с бумагой. объемное конструирование). Устанавливают общую форму, Подготовка рабочего места к особенности конструкции изделия и его работе с бумагой. пространственные отношения по Разбор изделия: форма, вопросам учителя. Достаточный уровень Рассказывают о бумаге (материалы, инструменты и приспособления; изделия; виды бумаги; размер и форма бумаги; технологические операции с бумагой; виды работы с бумагой). Дифференцируют и объединяют в группы материалы, инструменты и приспособления. Подготавливают и содержат в порядке рабочее место. Соблюдают правила поведения на уроках труда. Работают с учебником и рабочей тетрадью Называют виды работы с бумагой. Подготавливают рабочее место к работе с бумагой. Устанавливают общую форму, особенности конструкции изделия и его пространственные отношения. особенности конструкции изделия и его пространственные отношения. Соблюдение правила разметки бумаги. Складывание из треугольников. Овладение сборкой изделия способом склеивания деталей Рассказывают о геометрических фигурах «квадрат» и «треугольник» и их признаках. Рассказывают правила разметки бумаги. Владеют навыком сгибания треугольника пополам и соединения нижних углов с вершиной. Владеют навыком склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея под контролем учителя Рассказывают о способе складывания из бумаги (оригами). Устанавливают общую форму, конструкцию изделия и его пространственные отношения по вопросам учителя. Рассказывают о геометрических фигурах «квадрат» и «треугольник» и их признаках. Складывают базовую форму «треугольник» и на его основе — фигурку рыбки под контролем учителя. Владеют навыком чтения схем-рисунков по условным обозначениям с помощью учителя. Работают в соответствии с намеченным планом под контролем учителя Закрепляют представления о миллиметре как о мере длины. Находят на линейке нужное количество миллиметров (20, 80) и переводят их в сантиметры под контролем учителя. Чертят отрезки заданной длины в 3 Складывание простых форм из квадрата Фигурка «Рыбка» 2 Складывание из бумаги— оригами. Разбор изделия: форма, особенности конструкции изделия и его пространственные отношения. Чтение схем-рисунков по условным обозначениям. Овладение складыванием базовой формы «треугольник» и на его основе — фигурки рыбки 4 Игра «Геометрический конструктор» 2 Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Работа с учебником и рабочей тетрадью Разметка заготовки изделия. Изготовление игры Рассказывают о геометрических фигурах «квадрат» и «треугольник» и их признаках. Рассказывают правила разметки бумаги. Владеют навыком сгибания треугольника пополам и соединения нижних углов с вершиной. Владеют навыком склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея Рассказывают о способе складывания из бумаги (оригами). Устанавливают общую форму, конструкцию изделия и его пространственные отношения. Рассказывают о геометрических фигурах «квадрат» и «треугольник» и их признаках. Складывают базовую форму «треугольник» и на его основе — фигурку рыбки. Владеют навыком чтения схемрисунков по условным обозначениям. Работают в соответствии с намеченным планом Закрепляют представления о миллиметре как о мере длины. Находят на линейке нужное количество миллиметров (20, 80) и переводят их в сантиметры. Чертят отрезки заданной длины в «Геометрический конструктор» по плану в учебнике 5 Бумажная схема полотняного переплетения нитей 2 6 Игрушка «Кукла скрутка» 2 7 Салфетка с аппликацией 2 миллиметрах с помощью учителя. Изготавливают игру «Геометрический конструктор» по плану в учебнике с помощью учителя Работа с текстильными материалами – 6 часа Проверка знаний о ткани. Рассказывают о ткани. Упражнение в Дифференцируют и объединяют в дифференцировании и группы материалы, инструменты и объединении в группы приспособления по вопросам учителя. материалы, инструменты и Изучают плотность переплетения нитей приспособления. в ткани. Изучение плотности Знакомятся с процессом ткачества на переплетения нитей в ткани. примере полотняного переплетения Знакомство с процессом нитей (поперечные нити уток, ткачества на примере продольные нити — основа) и полотняного переплетения устройством ткацкого станка на примере нитей. игрушечного станка. Выполнение бумажной схемы Выполняют бумажную схему переплетения нитей переплетения нитей с помощью учителя миллиметрах. Изготавливают игру «Геометрический конструктор» по плану в учебнике Рассказывают о ткани. Дифференцируют и объединяют в группы материалы, инструменты и приспособления. Изучают плотность переплетения нитей в ткани. Знакомятся с процессом ткачества на примере полотняного переплетения нитей (поперечные нити уток, продольные нити — основа) и устройством ткацкого станка на примере игрушечного станка. Выполняют бумажную схему переплетения нитей Проверка знаний о видах Рассказывают о видах работы с тканью, о Рассказывают о видах работы с работы с тканью, о технологических операциях при работе с тканью, о технологических технологических операциях при тканью. операциях при работе с тканью. работе с тканью. Владеют приемом скручивания ткани Владеют приемом скручивания Проведение беседы об под контролем учителя. ткани. искусстве изготовления Изготавливают куклу-скрутку по плану с Изготавливают куклу-скрутку по тряпичных кукол-скруток. помощью учителя плану, самостоятельно Выполнение приема скручивания ткани. Изготовление куклы-скрутки по плану и самостоятельно Знакомство со способами Рассказывают о способах отделки Рассказывают о способах отделки отделки изделий из ткани. изделий из ткани. изделий из ткани. Знакомство с видами ткани, Рассказывают о понятии «аппликация». Рассказывают о понятии ткачество. Рассказывают о видах ткани, ткачестве. «аппликация». Беседа о холсте как о ткани с полотняным переплетением нитей. Разбор изделия, выделение его основных признаков и деталей. Выполнение приема обработки края салфетки способом выдергивания нитей (бахрома) 8 Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыпленок» 2 9 Игрушка «Летающий диск» 2 Изучают сведения о холсте как о ткани с полотняным переплетением нитей. Разбирают изделие, выделяя его основные признаки и детали по вопросам учителя. Работают в соответствии с планом под контролем учителя. Владеют приемом обработки края салфетки способом выдергивания нитей с помощью учителя. Ориентируются в пространстве на плоскости изделия в процессе наклеивания деталей на основу Работа с бумагой и картоном – 16 часов Разбор объекта, особенности Разбирают объект и разбираются в конструкции изделия. особенностях конструкции изделия по Выполнение технологических вопросам учителя. операций с бумагой. Рассказывают о технологических Освоение приемов разметки операциях с бумагой. округлых деталей изделия по Владеют приемами разметки округлых шаблону и вырезания по деталей изделия по шаблону и вырезания кривым линиям (овалов). по кривым линиям с частичной помощью Выполнение подвижного учителя. соединения деталей. Работают самостоятельно по готовому Самостоятельное изготовление плану под контролем учителя изделия по готовому плану Определение особенностей Определяют особенности конструкции конструкции изделия. изделия по вопросам учителя. Выполнение черчения Рассказывают о технологических окружности с помощью операциях: «разметка по шаблону», циркуля. «вырезание по линии разметки». Освоение технологических Знакомятся с циркулем как с чертежным операций: «разметка по инструментом. шаблону», «вырезание по Рассказывают о геометрических Рассказывают о видах ткани, ткачестве. Изучают сведения о холсте как о ткани с полотняным переплетением нитей. Разбирают изделие, выделяя его основные признаки и детали. Работают в соответствии с планом. Владеют приемом обработки края салфетки способом выдергивания нитей (бахрома). Ориентируются в пространстве на плоскости изделия в процессе наклеивания деталей на основу Разбирают объект и разбираются в особенностях конструкции изделия. Рассказывают о технологических операциях с бумагой. Владеют приемами разметки округлых деталей изделия по шаблону и вырезания по кривым линиям. Работают самостоятельно по готовому плану Определяют особенности конструкции изделия. Рассказывают о технологических операциях: «разметка по шаблону», «вырезание по линии разметки». Знакомятся с циркулем как с чертежным инструментом. линии разметки». Изготовление игрушки «Летающий диск» по плану понятиях «окружность» и «круг», «радиус» и «диаметр». Вычерчивают окружность с помощью циркуля. Изготавливают игрушку «Летающий диск» по плану под контролем учителя 10 Игрушка из бумажных кругов «Попугай» 2 Разбор конструкции многодетального изделия, Выделение его основных признаков и свойств. Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей. Сборка изделия по намеченному плану Рассматривают конструкцию многодетального изделия, выделяя его основные признаки и свойства по вопросам учителя. Рассказывают о циркуле и вычерчивают окружность с помощью циркуля. Экономно размечают бумагу при вычерчивании нескольких окружностей под контролем учителя. Работают в соответствии с намеченным планом под контролем учителя. Вырезают и сгибают бумагу. Соблюдают точность при сборке изделия под контролем учителя Рассказывают о геометрических понятиях «окружность» и «круг», «радиус» и «диаметр». Вычерчивают окружность с помощью циркуля. Изготавливают игрушку «Летающий диск» по плану Рассматривают конструкцию многодетального изделия, выделяя его основные признаки и свойства. Рассказывают о циркуле и вычерчивают окружность с помощью циркуля. Экономно размечают бумагу при вычерчивании нескольких окружностей. Работают в соответствии с намеченным планом. Вырезают и сгибают бумагу. Соблюдают точность при сборке изделия 11 Конверт для писем с клеевым соединением деталей 2 Определение функционального назначения изделий из бумаги. Знакомство с понятием «развертка». Изготовление изделия на основе развертки. Разбор конструкции изделия, его основные признаки и свойства. Выполнение технологии склеивания клапанов конверта. Выполнение сборки изделия по намеченному плану Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги. Изготавливают изделия на основе развертки под контролем учителя. Разбирают конструкцию изделия, выделяя его основные признаки и свойства по вопросам учителя. Производят разметку развертки на бумаге по шаблону. Выполняют надрез, разрез по прямой длинной линии. Работают по плану. Выполняют склеивание клапанов Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги. Изготавливают изделия на основе развертки. Разбирают конструкцию изделия, выделяя его основные признаки и свойства. Производят разметку развертки на бумаге по шаблону. Выполняют надрез, разрез по прямой длинной линии. Работают по плану. Выполняют склеивание клапанов 12 Конверт без клеевого соединения деталей 2 Знакомство со способами изготовления конвертов. Разбор изделия, выделение его основных признаков и деталей. Выполнение сгибания бумаги по заданным условным обозначениям. Изготовление конвертов без клеевого соединения. Выполнение сборки изделия по намеченному плану 13 Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом» 2 Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства. Знакомство с понятием «геометрический орнамент», рассмотрение пространственного размещения его элементов. Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. Разбор изделия, выделение его основных признаков и деталей. Выполнение сборки изделия по намеченному плану конверта Рассказывают о назначении конвертов. Рассказывают о способах изготовления конвертов (с клеевым соединением). Разбирают объект, выделяя его признаки, свойства и детали по вопросам учителя. Сгибают бумагу по условным обозначениям. Применяют полученные знания и умения при изготовлении конвертов без клеевого соединения. Работают в соответствии с намеченным планом под контролем учителя конверта Рассказывают о назначении конвертов. Рассказывают о способах изготовления конвертов (с клеевым соединением). Разбирают объект, выделяя его признаки, свойства и детали. Сгибают бумагу по условным обозначениям. Применяют полученные знания и умения при изготовлении конвертов без клеевого соединения. Работают в соответствии с намеченным планом Рассказывают об изделиях декоративно- Рассказывают об изделиях прикладного искусства (коврах). декоративно-прикладного Рассказывают о понятии искусства (коврах). «геометрический орнамент» и о Рассказывают о понятии пространственном размещении его «геометрический орнамент» и о элементов. пространственном размещении его Рассказывают об аппликации. элементов. Рассказывают о видах бумаги (бархатная Рассказывают об аппликации. бумага). Рассказывают о видах бумаги Разбирают объект, выделяя его признаки, (бархатная бумага). свойства и детали по вопросам учителя. Разбирают объект, выделяя его Рассказывают о геометрическом понятии признаки, свойства и детали. «прямой угол». Рассказывают о геометрическом Вычерчивают прямой угол с помощью понятии «прямой угол». линейки и угольника под контролем Вычерчивают прямой угол с учителя. помощью линейки и угольника. Используют приобретенный навык при Используют приобретенный навык разметке деталей изделия под контролем при разметке деталей изделия. учителя. Работают в соответствии с 14 Закладка для книг из зигзагообразных полос 2 Рассказ о функциональном назначении изделий из бумаги, изготовленных на уроках труда. Выполнение разметки прямоугольника с помощью угольника. Проведение сборки изделия по намеченному плану. Выполнение контроля за производимыми операциями (сравнение со схемой для контроля в рабочей тетради). Выполнение переплетения деталей из бумажных зигзагообразных полос 15 Закладка для книг со «свободным плетением» 2 Рассказ о функциональном назначении изделий из бумаги, изготовленных на уроках труда. Проведение разметки наклонных линий с помощью угольника. Выполнение сборки изделия по намеченному плану. Выполнение работы по технологии «свободное плетение» из бумаги Работают в соответствии с намеченным планом. Ориентируются в пространстве при составлении геометрического орнамента Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги, изготовленных на уроках труда. Размечают прямоугольник с помощью чертежных инструментов под контролем учителя. Размечают детали изделия под прямым углом под контролем учителя. Выполняют разрез по коротким линиям и используют соответствующий прием вырезания ножницами из бумаги. Работают в соответствии с намеченным планом. Контролируют выполняемые операции. Переплетают детали из бумажных зигзагообразных полос Рассказывают о применении закладок. Рассказывают о геометрических понятиях «прямой угол», «острый угол», «тупой угол». Вычерчивают острый угол с помощью угольника под контролем учителя. Используют этот способ разметки при изготовлении изделия. Работают в соответствии с намеченным планом. Владеют «свободным плетением» из бумаги намеченным планом. Ориентируются в пространстве при составлении геометрического орнамента Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги, изготовленных на уроках труда. Размечают прямоугольник с помощью чертежных инструментов. Размечают детали изделия под прямым углом. Выполняют разрез по коротким линиям и используют соответствующий прием вырезания ножницами из бумаги. Работают в соответствии с намеченным планом. Контролируют выполняемые операции. Переплетают детали из бумажных зигзагообразных полос Рассказывают о применении закладок. Рассказывают о геометрических понятиях «прямой угол», «острый угол», «тупой угол». Вычерчивают острый угол с помощью угольника. Используют этот способ разметки при изготовлении изделия. Работают в соответствии с намеченным планом. Владеют «свободным плетением» из бумаги 16 Изделие «Салфеткаприхватка» 2 17 Изделие «Дерево» 2 18 Изделие «Паук» 2 Работа с текстильными материалами – 2 часа Рассказ о функциональном Рассказывают о функциональном назначении изделий из ткани. назначении изделий из ткани. Разбор изделия, выделение его Разбирают объект, выделяя его признаки, основных признаков и деталей. свойства и детали по вопросам учителя. Повторение правил работы с Рассказывают о правилах работы режущими и колющими режущими и колющими инструментами. инструментами. Работают в соответствии с намеченным Проведение сборки изделия по планом. намеченному плану. Сметывают детали изделия строчкой Выполнение соединения прямого стежка. под контролем учителя деталей изделия строчкой косого стежка Работа с металлом– 4 часа Знакомство с функциональным Рассказывают о функциональном назначением изделий из назначении изделий из металла. металла. Рассказывают о видах, свойствах, цвете, Беседа о видах, свойствах, технологической ручной обработке цвете, технологической ручной металлов и об используемых при этом обработке металлов и об инструментах. используемых при этом Сгибают, разрывают и разрезают по инструментах. линии сгиба алюминиевую фольгу под Освоение приемов контролем учителя. формообразования: сминание, Владеют приемами формообразования сжимание, скручивание изделий из алюминиевой фольги. алюминиевой фольги. Работают в соответствии с намеченным Выполнение сборки изделия по планом намеченному плану Рассказ о функциональном назначении изделий из металла. Беседа о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об Рассказывают о функциональном назначении изделий из металла. Рассказывают о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом Рассказывают о функциональном назначении изделий из ткани. Разбирают объект, выделяя его признаки, свойства и детали. Рассказывают о правилах работы режущими и колющими инструментами. Работают в соответствии с намеченным планом. Сметывают детали изделия строчкой прямого стежка Рассказывают о функциональном назначении изделий из металла. Рассказывают о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах. Сгибают, разрывают и разрезают по линии сгиба алюминиевую фольгу. Владеют приемами формообразования изделий из алюминиевой фольги. Работают в соответствии с намеченным планом Рассказывают о функциональном назначении изделий из металла. Рассказывают о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах. Выполнение приемов формообразования (сминания, сжимания и скручивания) изделий из алюминиевой фольги. Выполнение сборки изделия по намеченному плану 19 Изделие «Геометрическая фигура-раскладка» 2 20 Объемное елочное украшение, елочная игрушка «Солнышко» 2 инструментах. Сгибают, разрывают и разрезают по линии сгиба алюминиевую фольгу под контролем учителя. Владеют приемами формообразования изделий из алюминиевой фольги. Работают в соответствии с намеченным планом Работа с бумагой и картоном – 14 часов Рассказ о чертежных Рассказывают о геометрической фигуре инструментах и правилах «круг». работы циркулем. Рассказывают о чертежных Деление круга на равные части инструментах и правилах работы способом складывания. циркулем. Выполнение сборки изделия по Владеют приемом вырезания по кругу. намеченному плану. Делят круг на равные части способом Выполнение склеивания сгибания. деталей и сборка изделия с Владеют умением сгибания бумаги. помощью клея Владеют приемами склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея под контролем учителя Повторение функционального назначения изделий из бумаги. Разбор изделия, выделение его основных признаков и деталей. Выполнение деления круга на равные части с помощью угольника и линейки. Проведение сборки изделия по намеченному плану. Выполнение склеивания используемых при этом инструментах. Сгибают, разрывают и разрезают по линии сгиба алюминиевую фольгу. Владеют приемами формообразования изделий из алюминиевой фольги. Работают в соответствии с намеченным планом Рассказывают о геометрической фигуре «круг». Рассказывают о чертежных инструментах и правилах работы циркулем. Владеют приемом вырезания по кругу. Делят круг на равные части способом сгибания. Владеют умением сгибания бумаги. Владеют приемами склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея Рассказывают о функциональном Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги. назначении изделий из бумаги. Разбирают объект, выделяя его признаки, Разбирают объект, выделяя его свойства и детали по вопросам учителя. признаки, свойства и детали. Рассказывают о геометрической фигуре Рассказывают о геометрической «круг». фигуре «круг». Рассказывают правила вычерчивания Рассказывают правила окружности с применением циркуля или вычерчивания окружности с по шаблону. применением циркуля или по Вырезают по короткой прямой и по шаблону. 21 Растягивающаяся игрушка «Матрешка» 2 22 Елочное украшение «Птица» 2 деталей и сборка изделия с помощью клея кругу. Делят круг на равные части с помощью угольника и линейки. Работают в соответствии с намеченным планом. Владеют навыком склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея под контролем учителя Рассказ о функциональном назначении изделий из бумаги. Определение особенностей конструкции изделия. Овладение способом тиражирования для получения большого количества одинаковых деталей. Выполнение деления круга на равные части с помощью угольника. Выполнение склеивания деталей изделия с использованием приема «точечное склеивание» Повторение материала о функциональном назначении изделий из бумаги. Определение особенностей конструкции изделия. Выполнение приема разметки деталей изделия по шаблону. Овладение приемом: «надрез по короткой линии». Выполнение вырезания симметричных деталей из Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги. Определяют особенности конструкции изделия по вопросам учителя. Владеют способом тиражирования для получения большого количества одинаковых деталей. Размечают заготовки с помощью линейки под контролем учителя. Вырезают по кругу. Делят круг на равные части с помощью угольника. Склеивают детали изделия с использованием приема «точечное склеивание» Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги. Определяют особенности конструкции изделия по вопросам учителя. Владеют приемами разметки деталей изделия по шаблону. Владеют приемом «надрез по короткой линии». Владеют приемом вырезания симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам под контролем Вырезают по короткой прямой и по кругу. Делят круг на равные части с помощью угольника и линейки. Работают в соответствии с намеченным планом. Владеют навыком склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги. Определяют особенности конструкции изделия. Владеют способом тиражирования для получения большого количества одинаковых деталей. Размечают заготовки с помощью линейки. Вырезают по кругу. Делят круг на равные части с помощью угольника. Склеивают детали изделия с использованием приема «точечное склеивание» Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги. Определяют особенности конструкции изделия. Владеют приемами разметки деталей изделия по шаблону. Владеют приемом «надрез по короткой линии». Владеют приемом вырезания симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. 23 Елочное украшение «Снежинка» 2 24 Летающая модель «Планер» 2 бумаги, сложенной пополам. Осуществление контроля за правильностью выполнения трудовых действий Разбор изделия: форма изделия, конструкция изделия и пространственное соотношение его деталей. Складывание базовой формы «змей» и использование ее в изделии. Чтение схем-рисунков с условными обозначениями. Выполнение сборки изделия по намеченному плану. Осуществление контроля за правильностью выполнения трудовых действий Проведение беседы о чертеже. Чтение чертежа и технического рисунка по чертежным линиям. Выполнение разметки с опорой на чертеж. Сравнение своего чертежа с контрольной схемой в рабочей тетради. Проведение сборки изделия по намеченному плану учителя. Контролируют правильность выполнения трудовых действий по вопросам учителя Определяют геометрическую форму изделия, конструкцию изделия и пространственное соотношение его деталей. Рассказывают о геометрических фигурах «квадрат», «треугольник», «многоугольник» и их признаках. Складывают базовую форму «змей» и используют ее в изделии под контролем учителя. Владеют навыком чтения схем-рисунков с условными обозначениями под контролем учителя. Работают в соответствии с намеченным планом. Ориентируются в пространстве. Контролируют правильность выполнения трудовых действий по вопросам учителя Рассказывают о чертеже. Читают чертеж и технический рисунок по чертежным линиям. Называют чертежные линии. Находят общие детали в чертеже и на объемном рисунке объекта по вопросам учителя. Выполняют разметку изделия с опорой на чертеж под контролем учителя. Выполняют контрольные операции. Действуют в соответствии с планом работы. Контролируют правильность выполнения трудовых действий Определяют геометрическую форму изделия, конструкцию изделия и пространственное соотношение его деталей. Рассказывают о геометрических фигурах «квадрат», «треугольник», «многоугольник» и их признаках. Складывают базовую форму «змей» и используют ее в изделии. Владеют навыком чтения схемрисунков с условными обозначениями. Работают в соответствии с намеченным планом. Ориентируются в пространстве. Контролируют правильность выполнения трудовых действий Рассказывают о чертеже. Читают чертеж и технический рисунок по чертежным линиям. Называют чертежные линии. Находят общие детали в чертеже и на объемном рисунке объекта. Выполняют разметку изделия с опорой на чертеж. Выполняют контрольные операции. Действуют в соответствии с планом работы. 25 Летающая модель «Самолет» 2 26 Аппликация «Цветок из ниток» 2 27 Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков 2 Чтение чертежа и технического рисунка по чертежным линиям. Выполнение разметки с опорой на чертеж. Сравнение своего чертежа с контрольной схемой в рабочей тетради. Выполнение контроля за правильностью выполнения трудовых действий Читают чертеж по чертежным линиям. Называют чертежные линии. Находят общие детали в чертеже и на объемном рисунке объекта. Выполняют разметку изделия с опорой на чертеж под контролем учителя. Выполняют контроль операций по вопросам учителя. Действуют в соответствии с планом работы. Контролируют правильностью выполнения трудовых действий Работа с текстильными материалами – 2 час Рассказ об изделиях Рассказывают об изделиях декоративнодекоративно-прикладного прикладного искусства. искусства. Рассказывают об аппликации. Знакомство с видами, Рассказывают о видах, свойствах ниток, свойствами ниток, видами видах работы с нитками. работы с нитками. Рассматривают аппликацию, выделяя в Разбор аппликации, выделение ней детали и их пространственное деталей и их пространственное соотношение по вопросам учителя. соотношение. Работают в соответствии с намеченным Выполнение связывания ниток планом под контролем учителя в пучок. Проведение сборки изделия по намеченному плану Работа с проволокой – 4 часа Рассказ о видах проволоки, ее Рассказывают о видах проволоки, ее свойствах, приемах сгибания. свойствах, приемах ее сгибания. Выполнение приемов Разбирают объект и действуют в формообразования изделий из соответствии с намеченным планом проволоки. работы по вопросам учителя Разбор изделия. Выполнение изделия по намеченному плану Читают чертеж по чертежным линиям. Называют чертежные линии. Находят общие детали в чертеже и на объемном рисунке объекта. Выполняют разметку изделия с опорой на чертеж. Выполняют контроль операций. Действуют в соответствии с планом работы. Контролируют правильностью выполнения трудовых действий Рассказывают об изделиях декоративно-прикладного искусства. Рассказывают об аппликации. Рассказывают о видах, свойствах ниток, видах работы с нитками. Рассматривают аппликацию, выделяя в ней детали и их пространственное соотношение. Работают в соответствии с намеченным планом Рассказывают о видах проволоки, ее свойствах, приемах ее сгибания. Разбирают объект и действуют в соответствии с намеченным планом работы 28 Работа с проволокой. «Муха» 1 29 Изделие «Открытая коробочка» 2 30 Аппликация из карандашной стружки «Цветок» 2 Проверка знаний о проволоке, нитках, бумаге. Разбор изделия. Проведение сборки изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки). Выполнение изделия по намеченному плану Используют различные материалы при изготовлении одного изделия. Рассказывают о проволоке, нитках, бумаге. Определяют сходства и различия между этими материалами по вопросам учителя. Разбирают объект и действуют в соответствии с намеченным планом работы под контролем учителя Работа с бумагой и картоном – 2 час Рассказ о функциональном Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги назначении изделий из бумаги. (коробочки). Определяют названия вида искусства, в Чтение схем-рисунков с котором изделия складываются из условными обозначениями. бумаги по вопросам учителя. Изготовление открытой Рассказывают о приемах сгибания коробочки способом сгибания бумаги. бумаги. Складывают базовую форму Выполнение изделия по «треугольник» и на ее основе коробочку намеченному плану под контролем учителя. Складывают базовую форму «блин» и на ее основе коробочку под контролем учителя. Действуют в соответствии с намеченным планом работы Работа с древесиной – 4 часа Выполнение обработки Рассказывают о древесных материалах, древесины ручными их свойствах и ручной обработке инструментами. различными видами резцов. Применение карандашной Владеют приемом получения древесной стружки в аппликации. стружки в процессе заточки карандаша с Выполнение приемов применением точилки. получения древесной стружки в Изготовление аппликации с процессе заточки карандаша с применением карандашной стружки под применением точилки и контролем учителя. Используют различные материалы при изготовлении одного изделия. Рассказывают о проволоке, нитках, бумаге. Определяют сходства и различия между этими материалами. Разбирают объект и действуют в соответствии с намеченным планом работы Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги. Определяют названия вида искусства, в котором изделия складываются из бумаги. Рассказывают о приемах сгибания бумаги. Складывают базовую форму «треугольник» и на ее основе коробочку. Складывают базовую форму «блин» и на ее основе коробочку. Действуют в соответствии с намеченным планом работы Рассказывают о древесных материалах, их свойствах и ручной обработке различными видами резцов. Владеют приемом получения древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки. Изготовление аппликации с соединения кусочков карандашной стружки. Освоение технологии клеевой обработки деталей из карандашной стружки 31 Аппликация из древесных заготовок «Дом» 2 32 Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями 2 Владеют приемами затачивания карандаша, соединения кусочков карандашной стружки и технологией клеевой обработки деталей из карандашной стружки применением карандашной стружки. Владеют приемами затачивания карандаша, соединения кусочков карандашной стружки и технологией клеевой обработки деталей из карандашной стружки Рассказывают о изделиях из древесины. Рассказывают о изделиях из Рассказывают о древесных материалах, древесины. их свойствах. Рассказывают о древесных Рассказывают о применении древесных материалах, их свойствах. заготовок в аппликации. Рассказывают о применении Разбирают аппликацию, определяют ее древесных заготовок в детали и их пространственное аппликации. расположение в композиции по вопросам Разбирают аппликацию, учителя. определяют ее детали и их Работают по намеченному плану пространственное расположение в композиции. Работают по намеченному плану Знакомство с изделиями из древесины. Применение древесных заготовок в аппликации. Выполнение обработки древесины ручными инструментами. Выполнение клеевого соединения деталей из древесины. Разбор аппликации, выделение деталей и их пространственное расположение в композиции. Самостоятельное выполнение изделия по намеченному плану Работа с текстильными материалами – 6 часов Беседа о различных операциях Рассказывают о различных операциях по по ремонту одежды. ремонту одежды. Овладение технологией Рассказывают о пуговицах и различают пришивания пуговиц с их. четырьмя сквозными Владеют технологией пришивания отверстиями. пуговиц с четырьмя сквозными Повторение правила работы с отверстиями с частичной помощью иглой. учителя. Выполнение приемов отрезание Рассказывают правила работы с иглой. нитки нужной длины, Отрезают нитку нужной длины, завязывание узелка на конце завязывают узелок на конце нитки под нитки. контролем учителя. Рассказывают о различных операциях по ремонту одежды. Рассказывают о пуговицах и различают их. Владеют технологией пришивания пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. Рассказывают правила работы иглой. Отрезают нитку нужной длины, завязывают узелок на конце нитки. Работают по намеченному плану 33 Пришивание пуговиц с ушком 2 34 Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалки 2 Проведение работы по намеченному плану Обучение технологии пришивания пуговиц с ушком. Повторение правила работы с иглой. Овладение приемами отрезание нитки нужной длины, завязывание узелка на конце нитки. Работа по намеченному плану Беседа о различных операциях при ремонте одежды. Овладение технологией изготовления и пришивания вешалки. Повторение правила работы с иглой. Овладение приемами отрезания нитки нужной длины, завязывания узелка на конце нитки. Выполнение работы по намеченному плану Работают по намеченному плану Рассказывают о пуговицах и различают их. Владеют технологией пришивания пуговиц с ушком с частичной помощью учителя. Рассказывают правила работы с иглой. Отрезают нитку нужной длины, завязывают узелок на конце нитки под контролем учителя. Работают по намеченному плану Рассказывают о различных операциях при ремонте одежды. Рассказывают правила работы с иглой. Отрезают нитку нужной длины, завязывают узелок на конце нитки. Рассказывают о строчке прямого и косого стежков и применяют их при изготовлении и пришивании вешалки. Работают по намеченному плану под контролем учителя. Изготавливают лекало вешалки из бумаги, размечают и выкраивают деталь из ткани, сшивают вешалку и пришивают ее к ткани под контролем учителя Рассказывают о пуговицах и различают их. Владеют технологией пришивания пуговиц с ушком. Рассказывают правила работы с иглой. Отрезают нитку нужной длины, завязывают узелок на конце нитки. Работают по намеченному плану Рассказывают о различных операциях при ремонте одежды. Рассказывают правила работы с иглой. Отрезают нитку нужной длины, завязывают узелок на конце нитки. Рассказывают о строчке прямого и косого стежков и применяют их при изготовлении и пришивании вешалки. Работают по намеченному плану. Изготавливают лекало вешалки из бумаги, размечают и выкраивают деталь из ткани, сшивают вешалку и пришивают ее к ткани