Оснащение кабинета ЛИТЕРАТУРА

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В
СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ
ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО
СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ЛИТЕРАТУРА
Пояснительная записка
Основания и цели разработки требований
Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента
государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного)
общего образования по литературе.
Требования представляют собой рекомендации к материально-техническому
обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях перехода образовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, на
новые государственные стандарты общего образования по литературе. Они включают
перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных
пособий, компьютерных и информационно-коммуникационных средств, экраннозвуковых пособий, технических средств обучения.
Новизна разработанных требований
В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного
оборудования по литературе настоящие требования ориентированы не только на
обеспечение наглядности процесса обучения, но и, прежде всего, на создание
необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников.
Государственный стандарт по литературе предполагает приоритет деятельностного
подхода к процессу обучения, формирование у учащихся читательской компетенции,
потребности в чтении художественной литературы, широкого культурного кругозора, а
также общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности,
развитие познавательной, информационной, коммуникативной компетенции.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным
для эффективного решения этих и других задач. Поэтому требования включают не
только продукцию, выпускаемую в настоящее время, но и ориентируют на
перспективу.
В перечнях объектов и средств материально-технического обеспечения,
вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а,
прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных
условиях происходит перестройка промышленного сектора, обеспечивающего
материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа
учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания
принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть
учебных материалов, в том числе справочно-энциклопедическая литература,
комплекты иллюстраций, таблицы все чаще размещаются не на полиграфических, а на
мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и
формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки. Кроме
того, многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются
взаимозаменяемыми, поскольку их использование призвано обеспечить не только
преподавание конкретных предметных тем, но и, прежде всего, создание условий для
формирования и развития умений и навыков учащихся.
Таким образом, настоящие рекомендации выполняют функцию ориентира в
создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации
требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени общего образования.
Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств

обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к
самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на
аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной
культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее
источников. Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно
к специфике конкретных образовательных учреждений, условиям их финансирования,
а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы
материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных
продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).
Специфика подходов к отбору объектов и средств материально-технического
обеспечения
Помещение кабинета литературы должно быть оснащено книгопечатной
продукцией, демонстрационными пособиями на бумажном и электронном носителях,
экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, создающими
дополнительные условия для повышения качества подготовки учащихся.
Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для
использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения
(в том числе для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных,
сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации
результатов познавательной деятельности).
Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях
образования; учет внутрипредметных и межпредметных связей
Учебная техника и наглядные средства обучения помогают реализовать
межпредметные связи литературы с другими дисциплинами. Интерпретация
литературного произведения в других видах искусств (в иллюстрациях художников, в
музыке, в киноверсии) позволяет выйти за рамки художественного произведения, найти
общие точки соприкосновения между литературой, живописью, графикой,
архитектурой, музыкой, формирует культурный кругозор и содействует глубокому
пониманию литературного произведения. Видеофильмы, рассказывающие о жизни и
творчестве писателей, представляющих литературные экскурсии, передают атмосферу
жизни того или иного художника слова, формируют у ученика представления об
историческом контексте творчества писателя.
Наглядные средства обучения способствуют не только более глубокому постижению
знаний и приобретению необходимых умений, но и содействуют решению задач
дифференцированного образования (в первую очередь реализации этих задач помогает
раздаточный материал, ориентированный на самостоятельную работу учащихся).
Видео-фильмы на мультимедийной основе и учебные CD-ROM по литературе
позволяют познакомить учащихся с широкой, разнообразной, полной информацией по
тому или иному вопросу и дать им возможность самостоятельно выбрать степень
глубины этого знакомства. Звуковые пособия являются наиболее органичными
средствами обучения на уроках литературы, поскольку выразительное чтение, работа
над интонационно-смысловой структурой текста - важнейшие приемы в методике
изучения литературы
Характеристика расчета количественных показателей материально-технического
обеспечения
Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один
учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических
средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач.
Оснащение этими техническими средствами кабинета литературы рассматривается как
элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения и

соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.2. 17802.
Конкретное количество указанных в рекомендациях средств и объектов
материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости
класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в таблице
используется следующая система символических обозначений:
 Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
 К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
 Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный
комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
 П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих
по несколько учащихся (6-7 экз.).
Перечень основных писательских имен и произведений, изучение творчества
которых должно быть обеспечено наглядными средствами обучения
(по ступеням образования)
Реализация программ основного общего образования
Русская литература
Русский фольклор (народные сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки, былины)
Древнерусская литература: «Слово о полку Игореве» и произведения других жанров)
Русская литература XVIII века: творчество М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, комедия Д.И. Фонвизина
«Недоросль», «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, повесть Н.М. Карамзина «Бедная
Лиза».
Русская литература XIX века: басни И.А. Крылова, лирика В.А. Жуковского; комедия А.С. Грибоедова
«Горе от ума»; лирика, поэмы, «Повести Белкина» «Пиковая дама» «Маленькие трагедии», романы:
«Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» А.С. Пушкина; лирика, поэмы «Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри», роман «Герой
нашего времени» М.Ю.Лермонтова; лирика поэтов пушкинской поры; повести: «Вечера на хуторе близ
Диканьки», «Тарас Бульба», «Шинель», комедия «Ревизор», поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя;
«Записки охотника», «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева; лирика Н.А. Некрасова, сказки М.Е.
Салтыкова-Щедрина; рассказы В.М. Гаршина, А.П. Чехова.
Русская литература XX века: М. Горького, М.М. Зощенко, А.П. Платонова, К.Г. Паустовского;
произведения А.С. Грина, М.М. Пришвина; поэма «Василий Теркин» А.Т. Твардовского; рассказ
«Судьба человека» М.А. Шолохова; рассказы В.М. Шукшина; рассказ «Матренин двор»
А.И.Солженицына
Зарубежная литература
«Илиада» и «Одиссея» Гомера; античная лирика; «Божественная комедия» Данте; роман «Дон Кихот»
М. Сервантеса; сонеты и трагедии «Ромео и Джульетта», «Гамлет» У. Шекспира; комедии Ж.-Б.
Мольера; «Фауст» И.-В. Гете; произведения Ф. Шиллера, Э.Т.А. Гофмана, Дж. Г. Байрона, П. Мериме,
Э.А. По, О. Генри, Д. Лондона; сказка «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери.
Реализация программ среднего (полного) общего образования
Русская литература XIX века: драма «Гроза» А.Н. Островского; роман «Обломов» И.А.
Гончарова; роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева; лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета; произведения А.К.
Толстого; лирика и поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова; произведения Н.С. Лескова;
«История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина; роман «Преступление и наказание» Ф.М.
Достоевского; роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого; рассказы и пьеса «Вишневый сад» А.П.
Чехова.
Русская литература XX века: лирика и рассказы И.А. Бунина; пьеса «На дне» М. Горького;
поэзия конца XIX – начала XX вв.; лирика и поэма «Двенадцать» А.А. Блока; лирика и поэма «Облако в
штанах» В.В. Маяковского; лирика и поэмы С.А. Есенина; лирика М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама;
лирика и поэма «Реквием» А.А. Ахматовой; лирика и роман «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака; романы
«Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова; произведения А.П. Платонова; роман-эпопея
«Тихий Дон» М.А. Шолохова; лирика А.Т. Твардовского, новеллы из цикла «Колымские рассказы» В.Т.
Шаламова; повесть «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына; проза, поэзия, драматургия
второй половины XX века; литература народов России.

№

1

Наименования объектов
и средств
материальнотехнического
обеспечения

Необходимое количество
Основ
Старшая школа
ная
Базовый Профи
школа уровень льный
уровен
ь
2
3
4
5
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ
ПРОДУКЦИЯ)
Стандарт
основного
Д
общего образования по
литературе

Стандарт среднего
(полного) общего
образования по
литературе (базовый
уровень)
Примерная программа
среднего (полного)
общего образования
(базовый уровень) по
литературе
Авторские программы
по литературе
Учебник-хрестоматия
по литературе. 5 кл.
Учебник-хрестоматия
по литературе. 6 кл.
Учебник-хрестоматия
по литературе. 7 кл.
Учебник-хрестоматия
по литературе. 8 кл.
Учебник и хрестоматия
по литературе. 9 кл.
Учебные издания,

6
Стандарт
по
литературе,
примерные программы, рабочие
(авторские) программы входят в
состав
обязательного
программно-методического
обеспечения
кабинета
литературе.

Д

Д

Д
К
К
К
К
К
д

соответствующие
используемым
комплектам
учебников: рабочие
тетради, практикумы.
Хрестоматии, книги для
внеклассного чтения,
учебные пособия,
дидактические
материалы.
Дидактические
материалы по всему
курсу литературы

Примечания

д

В учебный фонд библиотеки
образовательного учреждения
входят комплекты учебников,
рекомендованных (допущенных)
Министерством.
При комплектации
библиотечного фонда полными
комплектами учебников
целесообразно включить в состав
книгопечатной продукции,
имеющейся в кабинете
литературы, и по несколько
экземпляров учебников из других
УМК по каждому курсу
литературы. Эти учебники могут
быть использованы учащимися
для выполнения практических
работ, а также учителем как часть
методического обеспечения
кабинета.
Сборники познавательных и
развивающих заданий, а также
контрольно-измерительные
материалы по отдельным темам и

Художественная
литература

Д

Методические пособия
по литературе для
учителя
Справочноэнциклопедическая
литература (Словарь
литературоведческих
терминов, словарь
юного филолога,
Лермонтовская,
Пушкинская
энциклопедии и проч.)
Учебники и пособия
для элективных и
факультативных курсов
(«Зарубежная
литература»,
«Древнерусская
литература»,
«Искусство анализа
художественного
текста» и др.)

Д

курсам.
Основной фонд библиотеки
образовательного учреждения
должен включать
художественную литературу,
составляющую основу авторских
программ (не менее одного
текста на трех учащихся)

Д

д

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

2
Таблицы по литературе
по основным разделам
курса литературы

Д

Портреты писателей
(русских и зарубежных)
Альбомы
демонстрационного
материала (по
творчеству писателей,
литературным
направлениям и проч.)

Д

Альбомы раздаточного
изобразительного
материала

Д

Д

Таблицы могут быть
представлены в
демонстрационном
(настенном) и
индивидуально-раздаточном
вариантах, в
полиграфических изданиях и
на электронных носителях.
Иллюстрации могут быть
представлены в
демонстрационном
(настенном) и
индивидуально-раздаточном
вариантах, в
полиграфических изданиях и
на электронных носителях.
Может использоваться при
построении межпредметных
связей (соотнесение
художественных
произведений с

3

4

5

произведениями живописи,
графики, архитектуры).
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА
Мультимедийные
Мультимедийные обучающие
обучающие программы
программы могут быть
по основным разделам
ориентированы на систему
курса литературы и
дистанционного обучения,
электронные учебники
либо носить проблемнотематический характер и
обеспечивать дополнительные
условия для изучения
отдельных предметных тем и
разделов стандарта. В обоих
случаях эти пособия должны
предоставлять техническую
возможность построения
системы текущего и итогового
контроля уровня подготовки
учащихся.
Электронные
Электронные библиотеки
библиотеки по всему
включают комплекс
курсу литературы.
информационно-справочных
Справочноматериалов, объединённых
энциклопедическая
единой системой навигации и
литература на
ориентированных на различные
электронных носителях.
формы познавательной
деятельности, в т.ч.
исследовательскую проектную
работу. В состав электронных
библиотек могут входить
тематические базы данных,
фрагменты исторических
документов, фотографии,
видео, анимация, таблицы,
схемы.
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ
Видеофильмы
по
Видеофильмы могут быть в
Д
основным
разделам
цифровом (компьютерном)
курса литературы
виде.
Аудиозаписи и
Д
фонохрестоматии по
литературе
Слайды (диапозитивы)
Д
по литературе
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Мультимедийный
компьютер

Д

Мультимедиапроектор
Средства
телекоммуникации

Сканер
Принтер лазерный
Копировальный аппарат
Диапроектор или
оверхэд
(графопроектор)
Экран на штативе или
навесной
Видеоплейер,DVDплейер
(видеомагнитофон)
Телевизор
Аудио-центр.

Д

Тех.требования: графическая
операционная система, привод
для чтения-записи компакт
дисков,
аудио-видео
входы/выходы,
возможности
выхода в Интернет. Оснащён
акустическими
колонками,
микрофоном и наушниками. С
пакетом
прикладных
программ(текстовых,
графических
и
презентационных).
Может входить в материальнотехническое обеспечение
образовательного учреждения.
Включают: электронная почта,
локальная школьная сеть,
выход в Интернет, создаются в
рамках материальнотехнического обеспечения
всего образовательного
учреждения при наличии
необходимых финансовых и
технических условий.

Д
Может входить в материальнотехническое обеспечение
образовательного учреждения.

Мин. размеры 1,25х1,25

Диагональ не менее 72 см
С возможностью
использования аудио-дисков
CDR
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ
Аудиторная доска
+
(магнитная
поверхность) с набором
приспособлений для
крепления схем, таблиц
и проч.
Компьютерный стол
Ящики для хранения
+
таблиц
Укладки для
аудиовизуальных
средств (слайдов, кассет

и др.)
Штатив для карт и
таблиц
Шкаф 3-х секционный
(с остекленной средней
секцией)

-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».