МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Отдел по образованию и молодежной политике администрации Котовского муниципального округа МКОУ Попковская СШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Методический совет Педагогический совет Директор школы Протокол № 4 от «30» августа 2023 г. Протокол № 4 от «30» августа 2023 г. ________________________ Матвеева Е.М. Приказ № 86 от «30» августа 2023 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология» для обучающихся с ЗПР 4 класса х. Попки 2023 1 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) по предмету «Технология», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом планируемых результатов адаптированной основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Железногорская СОШ № 4» Программа обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1) осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), сформулированных по результатам их комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Нормативно-правовую базу разработки АОП НОО обучающихся с ЗПР составляют: - Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 « 203-ФЗ); - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития; - Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» - Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с ЗПР. Рабочая программа по предмету «Технология» для 4 класса составлена на основе: Положения о рабочей программе учебных предметов; Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273Ф3; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373; Примерной программы начального общего образования. В 2 ч.Ч.1.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-317с.- (Стандарты второго поколения).. Авторской программы (Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы. М.: Просвещение. 2011 г.), а также планируемых результатов начального общего образования учебного плана МБОУ «Железногорская СОШ № 4» на 2021-2022 учебный год; По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют создания для них особых образовательных условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании в РФ» обучение учащихся с ЗПР ведется в общеобразовательных классах в форме инклюзивного обучения, которое предполагает организацию индивидуального подхода при проведении уроков и дифференциацию материала при планировании уроков и заданий. Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Она построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности. Благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы на уроке. Цель программы обучения: 2 формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Задачи: развитие познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей; формирование понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нём; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. формирование на основе овладения культурой проектной деятельности: внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин; коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.); первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места; первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера; творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов. В основу разработки и реализации рабочей программы, обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как 3 создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для еѐ организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приѐмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта. Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся: знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты; овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.; знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира; знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы; учатся экономно расходовать материалы; осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность); учатся преимущественно конструкторской деятельности; знакомятся с природой и использованием еѐ богатств человеком. В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда. Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчѐтов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика». При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы. Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребѐнком мира во всѐм его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаѐт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у обучающихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т.д. Всѐ это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, 4 формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества. Продуктивная проектная деятельность создаѐт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремѐслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности. Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных обучающимися в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения. При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир». Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоциональноэстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаѐт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся. 3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение технологи в 4 классе 1 час в неделю, 34 часа в год (34 учебные недели) 4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая - чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - осознание ответственности человека за благосостояние общества; - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; - отказ от деления на «своих» и «чужих»; - уважение истории и культуры каждого народа. 2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества. - доброжелательность, доверие и внимание к людям, - готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; 3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма. - принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им; - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения; - формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; 5 4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: - развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); 5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: - формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе; - готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию; - критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать; - готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты; - целеустремленность и настойчивость в достижении целей; - готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; - умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей. В концепции УМК «Перспектива» ценностные ориентиры формирования универсальных учебных действий определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы. Это человек: Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий основами умения учиться. Любящий родной край и свою страну. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, Умеющий высказать свое мнение. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. 5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования, созданной на основе Стандарта обеспечивает достижение обучающимися трѐх видов результатов: личностных, метапредметных и предметных. Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека на производстве; ценностное и бережное отношение к результату профессиональной деятельности человека; осмысление видов деятельности человека на производстве, осмысление понятия «универсальные специальности» (слесарь, электрик и т. д.); осмысление значения промышленного производства для развития нашего государства; интерес к поисковой и исследовательской деятельности, широкая познавательная мотивация; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности; критерии оценивания своей деятельности по разным основаниям; этические нормы (взаимопомощь, ответственность, долг, сочувствие, сопереживание); интерес к производственным процессам и профессиональной деятельности людей; представление о производствах, расположенных в Курской области, и профессиях, 6 необходимых на данных производствах; навыки самообслуживания. Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, преобладания учебнопознавательных мотивов и умений оценивать результат своей деятельности; умения открывать новые способы выполнения изделия и решения учебных задач; осознания причин успешности и неуспешности собственной деятельности; осмысления способов решения проблемных ситуаций с позиции партнёра по общению и взаимодействию; бережного и уважительного отношения к окружающей среде; осмысления значения производств для экономического развития страны и региона проживания; уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности; этических чувств (гордость, ответственность, стыд); осознанных устойчивых этических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой деятельности; потребности в творческой деятельности и реализации собственных замыслов; учёта при выполнении изделия интересов, склонностей, способностей и потребностей других учеников. Метапредметные результаты Регулятивные УУД У обучающегося будут сформированы умения: применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта; учитывать выделенные учителем и/или самостоятельно ориентиры действий в новом учебном материале; создавать самостоятельно план выполнения изделия на основе анализа готового изделия; использовать возможности Интернета по поиску информации. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Обучающийся научится: определять необходимые этапы выполнения проекта; составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому или текстовому плану; определять этапы проектной деятельности; определять задачи каждого этапа проектной деятельности под руководством учителя и самостоятельно; распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя и/или выбирать роли в зависимости от своих интересов и возможностей; проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям; проектировать деятельность по выполнению изделия на основе технологической карты как одного из средств реализации проекта. Обучающийся получит возможность научиться: осмыслять понятие «стоимость изделия» и его значение в практической и производственной деятельности; выделять задачи каждого этапа проектной деятельности; распределять роли при выполнении изделия в зависимости от умения качественно выполнять отдельные виды обработки материалов; проводить оценку качества выполнения изделия на каждом этапе проекта и корректировать выполнение изделия; развивать навыки работы в коллективе, умение работать в паре; применять на практике правила сотрудничества. 7 проводить контроль и рефлексию своих действий самостоятельно; различать способ и результат действий; корректировать своё поведение в соответствии с определённой ролью; оценивать свою деятельность в групповой и парной работе на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога». Обучающийся получит возможность для формирования умений: работать над проектом: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий; самостоятельно ставить задачи при изменении условий деятельности или конструкции изделия; определять наиболее рациональный способ выполнения изделия и/или находить новые способы решения учебной задачи; прогнозировать затруднения, возможные при определении способа выполнения изделия или изменении конструкции изделия; определять правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в процесс выполнения изделия. Познавательные УУД У обучающегося будут сформированы умения: выделять из текста информацию о технологии производственного процесса; использовать дополнительные источники информации для расширения представлений и собственного кругозора; использовать различные знаково-символические средства для представления информации и решения учебных и практических задач; использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и при работе с материалами учебника; самостоятельно проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения; самостоятельно находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями; самостоятельно проводить защиту проекта по заданным в учебнике критериям; работать с информацией, представленной в различных формах; обобщать, классифицировать и систематизировать изучаемый материал по заданным критериям; выделять существенные признаки изучаемых объектов; овладевать общими закономерностями решения познавательных и практических задач. Обучающийся получит возможность для формирования умений: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения; осознанно и произвольно строить сообщение; строить логические суждения, включающие причинно-следственные связи; создавать и/или преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач; осуществлять выбор наиболее рациональных способов решения практических задач в соответствии с конкретными условиями; находить информацию в соответствии с заданными требованиями. Коммуникативные УУД У обучающегося будут сформированы умения: вести диалог при работе в паре и группе; находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций, аргументировать свою точку зрения; 8 строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ; контролировать свои действия и действия партнёра; принимать чужое мнение; участвовать в дискуссии и обсуждении; проявлять инициативу в ситуации общения. Обучающийся получит возможность для формирования умений: учитывать разные мнения при обсуждении учебных и практических задач; соотносить свою позицию с позицией партнёра; выбирать необходимые коммуникативные средства для организации дискуссии, беседы, обсуждения; ориентироваться на партнёра при работе в паре и группе. Предметные результаты Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда Обучающийся научится: воспринимать производственный процесс как продукт преобразующей и творческой деятельности человека-создателя (на примере производственных предприятий России); называть основные виды профессиональной деятельности человека на производстве и в производственных циклах: геолог, буровик, скульптор, художник, изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик, обувщик, столяр, кондитер, технолог-кондитер, слесарь-электрик, электрик, электромонтёр, агроном, овощевод, лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач, лётчик, космонавт, редактор, технический редактор, корректор, художник; называть наиболее распространённые профессии Курской области и города Курчатова и выделять основные виды деятельности людей данных профессий; определять основные этапы создания изделий на производстве; сравнивать на практическом уровне отдельные этапы производственного цикла выполнения изделия с последовательностью этапов выполнения изделия на уроке; самостоятельно анализировать и контролировать собственную практическую деятельность; отбирать и при необходимости заменять материалы и инструменты для выполнения изделия в зависимости от вида работы; проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемым материалам, способам применения, вариантам отделки; выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда; находить в тексте этапы технологии изготовления изделия, определять этапы работы, заполнять технологическую карту. Обучающийся получит возможность научиться: знакомиться с производством и производственными циклами: вагоностроением, добычей полезных ископаемых, производством фарфора, обувным, кондитерским, швейным, деревообрабатывающим производством, очисткой воды, тепличным хозяйством, издательским делом; осмыслять или объяснять понятия «производственный процесс», «производственный цикл»; осмыслять понятие «универсальность профессии»; осмыслять значение производства для экономического развития страны; узнавать о наиболее значимых для России производствах и городах, в которых они расположены; знакомиться с процессом создания изделий на производстве; 9 воспроизводить отдельные этапы производственного цикла при выполнении изделия; осмыслять особенности производственной деятельности людей разных профессий; выполнять самостоятельно проект. 6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Человек и земля (21ч) Вагоностроительный завод (2ч) Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона из бумаги, картона. Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развёртки вагона, чертёж и сборка цистерны. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона. Полезные ископаемые (2ч) Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора. Малахитовая шкатулка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики. Коллективная работа: изготовление отдельных элементов («малахитовых плашек») учащимися. Автомобильный завод (2ч) Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «Камаз». Имитация бригадной работы. Монетный двор (2ч) Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладевать новым приёмом – тиснение по фольге. Совершенствовать умение заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой – фольгой. Фаянсовый завод (2ч) Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса. Швейная фабрика (2ч) Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем. Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. Обувное производство (2ч) Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемые для производства обуви. Виды обуви и её назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление знаний о видах бумаги, приёмах и способах работы с ней. Деревообрабатывающее производство (2ч) Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Кондитерская фабрика (2ч) Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке.. 10 Бытовая техника (2ч) Знакомство с понятием «бытовая техника» и её значением в жизни людей. Освоение приёмов работы в технике «витраж». Абажур-плафон для настольной лампы. Тепличное хозяйство (1ч) Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растений. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой. Человек и вода (3ч) Водоканал (1ч) Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды. Порт (1ч) Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами. Узелковое плетение(1ч) Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме». Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме». Человек и воздух (4 часа) Самолётостроение. Ракетостроение (3ч) Первоначальные сведения о самолётостроении, о функциях самолётов и космических ракет, конструкция самолёта и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолёта. Ракета-носитель. Закрепление основных знаний о самолётостроении, о конструкции самолёта и ракеты. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история. Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа. Летательный аппарат. Воздушный змей. Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу. Человек и информация (6ч) Создание титульного листа (1ч) Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в создании книги. Элементы книги и использование её особенностей при издании. Работа с таблицами (1ч) Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word. Создание содержания книги (1ч) ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Переплётные работы (2ч) Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов, шитьё блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура). Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу. Итоговый урок (1ч) 11 Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ. 7. Календарно-тематическое планирование № п/п Тема Как работать с учебником 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Вагоностроительный завод. Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона» Вагоностроительный завод. Изделие: «Пассажирский вагон». Полезные ископаемые. Изделие: «Буровая вышка. Полезные ископаемые. Изделие: «Малахитовая шкатулка» Автомобильный завод. Изделие: «КамАЗ», «Кузов грузовика» Автомобильный завод. Изделие: «КамАЗ», «Кузов грузовика». Монетный двор. Изделие: «Стороны медали», «Медаль» Монетный двор. Изделие: «Стороны медали», «Медаль» Фаянсовый завод. Изделие: «Основа для вазы» Фаянсовый завод. Изделие: «Ваза». Тест: «Как создаётся Основные виды деятельности обучающихся Наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира Находить и отбирать информацию об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов. план Дата факт Находить на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа. Выбирать информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия. Выполнять эскиз сторон медали на основе образца, приведённого в учебнике. Использовать эмблемы, нанесённые на посуду, для определения фабрики изготовителя. Находить и отбирать информацию о технологии 12 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 фаянс» Швейная фабрика. Изделие: «Прихватка». Швейная фабрика. Изделие: «Новогодняя игрушка-птичка». Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви». Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви». Деревообрабатывающ ее производство. Изделие: «Технический рисунок лесенкиопоры для растений». Деревообрабатывающ ее производство. Изделие: «Лесенкаопора для растений». Кондитерская фабрика. Изделие: «Пирожное «Картошка» Кондитерская фабрика. Изделие: «Шоколадное печенье». Практическая работа: Тест «Кондитерские изделия» Бытовая техника. Изделие: «Настольная лампа». Бытовая техника. Изделие: «Абажур. Сборка настольной лампы». Практическая работа: Тест: «Правила эксплуатации электронагревательны производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви. Находить и отбирать информацию о древесине, её свойствах, технологии производства пиломатериалов. Отыскивать на обёртке продукции информацию о её производителе и составе. Находить и отбирать информацию о бытовой технике, её вида и назначении. 13 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 х приборов» Тепличное хозяйство. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой. Использовать текст учебника для определения технологии выращивания растений в теплицах и профессиональной деятельности человека по уходу за растениями в теплицах. Водоканал. Находить и отбирать Изделие: «Фильтр для информацию очистки воды». об устройстве системы водоснабжения города и о Порт. фильтрации воды. Делать выводы Изделие: «Канатная о необходимости экономного лестница». расходования воды. Практическая работа: «Технический Находить и отбирать информацию о работе и рисунок канатной устройстве порта, о лестницы». профессиях людей, работающих в Узелковое плетение. порту. Сравнивать способы Изделие: «Браслет». вязания морских узлов и узлов в технике макраме. Самолетостроение. Находить и отбирать Ракетостроение. информацию Изделие: «Самолет». об истории развития самолётостроения, о видах и Ракета-носитель. назначении самолётов. Изделие: «РакетаОсмысливать конструкцию носитель». Летательный аппарат. ракеты, строить модель ракеты. Трансформировать лист бумаги в Воздушный змей. Изделие: «Воздушный Объёмные геометрические тела – конус, цилиндр. змей» Находить и отбирать информацию об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. Создание титульного Находить и отбирать листа. информацию Изделие: «Титульный о технологическом процессе лист». издании книги, о профессиях людей, участвующих в её создании. Закреплять знания работы на Работа с таблицами. компьютере. Осваивать набор Изделие: работа с текста, последовательность и таблицами. Создание содержания особенности работы с таблицами в текстовом редакторе Microsoft книги. Word: определять и Практическая устанавливать число строк и работа: столбцов, вводить текст в ячейку «Содержание». 14 32 Переплетные работы. Изделие: «Книга «Дневник путешествий». 33 Переплетные работы. Изделие: «Книга «Дневник путешествий». 34 Итоговый урок таблицы. Создавать на компьютере произвольную таблицу. Использовать в практической деятельности знания программы Microsoft Word 8. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса Учебник: № Автор п/п 1 Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. Название, класс Технология. 4 класс Год издательства 2020 Издательство Москва «Просвещение» 1 Ноутбук 2. Наглядный материал 3. Раздаточный материал 15