технология 4 класс ЗПР

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской
области
Отдел по образованию и молодежной политике администрации Котовского
муниципального округа
МКОУ Попковская СШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методический совет

Педагогический совет

Директор школы

Протокол № 4
от «30» августа 2023 г.

Протокол № 4
от «30» августа 2023 г.

________________________
Матвеева Е.М.
Приказ № 86
от «30» августа 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Технология»
для обучающихся с ЗПР 4 класса

х. Попки 2023
1

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа начального общего образования обучающихся с
ЗПР (вариант 7.1) по предмету «Технология», разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом планируемых результатов
адаптированной основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
«Железногорская СОШ № 4»
Программа обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1) осуществляется на основе рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), сформулированных по
результатам их комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР
и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Нормативно-правовую базу разработки АОП НОО обучающихся с ЗПР составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 « 203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития;
- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. № 1598
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования на основе ФГОС для обучающихся с ЗПР.
Рабочая программа по предмету «Технология» для 4 класса составлена на основе:
 Положения о рабочей программе учебных предметов;
 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273Ф3;
 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября
2009 г. №373;
 Примерной программы начального общего образования. В 2 ч.Ч.1.-2-е изд.-М.:
Просвещение, 2009.-317с.- (Стандарты второго поколения)..
 Авторской программы (Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. Рабочие
программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы.
М.:
Просвещение. 2011 г.), а также планируемых результатов начального общего образования
 учебного плана МБОУ «Железногорская СОШ № 4» на 2021-2022 учебный год;
По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР. Дети с
ограниченными возможностями здоровья требуют создания для них особых образовательных
условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании
в РФ» обучение учащихся с ЗПР ведется в общеобразовательных классах в форме
инклюзивного обучения, которое предполагает организацию индивидуального подхода при
проведении уроков и дифференциацию материала при планировании уроков и заданий.
Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой психического развития с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц. Она построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с
задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание
образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает
коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом
психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа
вариативности. Благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем
развития, возможность выстраивания дифференцированной работы на уроке.
Цель программы обучения:
2



формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе
единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления
ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
 развитие познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих
способностей;
 формирование понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
понимания своего места в нём;
 формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
 формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
 формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
 внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения
составлять план действий и применять его для решения учебных задач),
прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях
выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
 умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о
технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда,
использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и
других школьных дисциплин;
 коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения
выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей,
распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е.
договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности
выбранного способа и т. д.);
 первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических
умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической
картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и
способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного
соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации
рабочего места;
 первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках,
проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также
навыков использования компьютера;
 творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации
проектов.
В основу разработки и реализации рабочей программы, обучающихся с ЗПР (вариант
7.1) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет их особых образовательных
потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания
образования.
Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации
доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального
курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на
воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как
3

создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета
осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование
конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с
технологической картой.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника —
«Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В
программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная
деятельность и средство для еѐ организации — технологическая карта. Технологическая карта
помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приѐмы
работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под
контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении
которых учащиеся:
 знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при
изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
 овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) —
разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
 знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими
человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
 знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
 учатся экономно расходовать материалы;
 осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план,
выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе,
оценивать результаты, корректировать деятельность);
 учатся преимущественно конструкторской деятельности;
 знакомятся с природой и использованием еѐ богатств человеком.
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях
гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности,
изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов
дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с
именованными числами, и выполнение вычислений, расчѐтов, построений при
конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание
элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования
информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными
областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для
понимания детьми реализуемых в изделии технических образов
рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных
текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные
суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе,
способствует целостному восприятию ребѐнком мира во всѐм его многообразии и единстве.
Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в
интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаѐт условия для
развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у
обучающихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и
выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление
продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации
затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т.д. Всѐ это
воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению,
4

формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и
творчества.
Продуктивная проектная деятельность создаѐт основу для развития личности младшего
школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития.
В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека,
что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с
окружающим миром. Знакомство с народными ремѐслами и народными культурными
традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются
неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных
обучающимися в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира,
изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при
изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами.
Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в
готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно
из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя
материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи
с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры
детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с
содержанием предмета «Окружающий мир».
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс
различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоциональноэстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаѐт условия для
гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья
учащихся.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение технологи в 4 классе 1 час в неделю, 34 часа в год (34 учебные недели)
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей,
религий;
- отказ от деления на «своих» и «чужих»;
- уважение истории и культуры каждого народа.
2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.
- доброжелательность, доверие и внимание к людям,
- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого
на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой
нравственности и гуманизма.
- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление
следовать им;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных так и
окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов
морального поведения;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой;
5

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов
познания и творчества;
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности
(планированию, контролю, оценке);
5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее
самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и
безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
В концепции УМК «Перспектива» ценностные ориентиры формирования универсальных
учебных действий определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим
представлением о современном выпускнике начальной школы.
Это человек:
 Любознательный, интересующийся, активно познающий мир
 Владеющий основами умения учиться.
 Любящий родной край и свою страну.
 Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
 Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и
школой.
 Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,
 Умеющий высказать свое мнение.
 Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования,
созданной на основе Стандарта обеспечивает достижение обучающимися трѐх видов
результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
 положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека на
производстве;
 ценностное и бережное отношение к результату профессиональной деятельности
человека;
 осмысление видов деятельности человека на производстве, осмысление понятия
«универсальные специальности» (слесарь, электрик и т. д.);
 осмысление значения промышленного производства для развития нашего государства;
 интерес к поисковой и исследовательской деятельности, широкая познавательная
мотивация;
 ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;
 критерии оценивания своей деятельности по разным основаниям;
 этические нормы (взаимопомощь, ответственность, долг, сочувствие, сопереживание);
 интерес к производственным процессам и профессиональной деятельности людей;
 представление о производствах, расположенных в Курской области, и профессиях,
6

необходимых на данных производствах;
 навыки самообслуживания.
Обучающийся получит возможность для формирования:
 внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, преобладания учебнопознавательных мотивов и умений оценивать результат своей деятельности;
 умения открывать новые способы выполнения изделия и решения учебных задач;
 осознания причин успешности и неуспешности собственной деятельности;
 осмысления способов решения проблемных ситуаций с позиции партнёра по общению и
взаимодействию;
 бережного и уважительного отношения к окружающей среде;
 осмысления значения производств для экономического развития страны и региона
проживания;
 уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности; этических
чувств (гордость, ответственность, стыд);
 осознанных устойчивых этических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой деятельности; потребности в творческой деятельности
и реализации собственных замыслов;
 учёта при выполнении изделия интересов, склонностей, способностей и потребностей
других учеников.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
У обучающегося будут сформированы умения:
 применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации
проекта;
 учитывать выделенные учителем и/или самостоятельно ориентиры действий в новом
учебном материале;
 создавать самостоятельно план выполнения изделия на основе анализа готового
изделия;
 использовать возможности Интернета по поиску информации.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Обучающийся научится:
 определять необходимые этапы выполнения проекта;
 составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому или
текстовому плану; определять этапы проектной деятельности;
 определять задачи каждого этапа проектной деятельности под руководством учителя и
самостоятельно;
 распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя и/или выбирать
роли в зависимости от своих интересов и возможностей;
 проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;
 проектировать деятельность по выполнению изделия на основе технологической карты
как одного из средств реализации проекта.
Обучающийся получит возможность научиться:
 осмыслять понятие «стоимость изделия» и его значение в практической и
производственной деятельности;
 выделять задачи каждого этапа проектной деятельности;
 распределять роли при выполнении изделия в зависимости от умения качественно
выполнять отдельные виды обработки материалов;
 проводить оценку качества выполнения изделия на каждом этапе проекта и
корректировать выполнение изделия;
 развивать навыки работы в коллективе, умение работать в паре; применять на
практике правила сотрудничества.
7






проводить контроль и рефлексию своих действий самостоятельно;
различать способ и результат действий;
корректировать своё поведение в соответствии с определённой ролью;
оценивать свою деятельность в групповой и парной работе на основе заданных в
учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога».
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
 работать над проектом: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа
работы над изделием, распределять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять
план работы в зависимости от условий;
 самостоятельно ставить задачи при изменении условий деятельности или конструкции
изделия;
 определять наиболее рациональный способ выполнения изделия и/или находить новые
способы решения учебной задачи;
 прогнозировать затруднения, возможные при определении способа выполнения изделия
или изменении конструкции изделия;
 определять правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в
процесс выполнения изделия.
Познавательные УУД
У обучающегося будут сформированы умения:
 выделять из текста информацию о технологии производственного процесса;
 использовать дополнительные источники информации для расширения представлений и
собственного кругозора;
 использовать различные знаково-символические средства для представления
информации и решения учебных и практических задач;
 использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и при
работе с материалами учебника;
 самостоятельно проводить анализ изделий и определять или дополнять
последовательность их выполнения;
 самостоятельно находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи
между реальными объектами и явлениями;
 самостоятельно проводить защиту проекта по заданным в учебнике критериям;
 работать с информацией, представленной в различных формах;
 обобщать, классифицировать и систематизировать изучаемый материал по заданным
критериям;
 выделять существенные признаки изучаемых объектов;
 овладевать общими закономерностями решения познавательных и практических задач.
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
 осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с поставленной учителем
задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного
учреждения;
 осознанно и произвольно строить сообщение;
 строить логические суждения, включающие причинно-следственные связи;
 создавать и/или преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
 осуществлять выбор наиболее рациональных способов решения практических задач в
соответствии с конкретными условиями;
 находить информацию в соответствии с заданными требованиями.
Коммуникативные УУД
У обучающегося будут сформированы умения:
 вести диалог при работе в паре и группе;
 находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций, аргументировать
свою точку зрения;
8



строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести
диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и
средства ИКТ;
 контролировать свои действия и действия партнёра;
 принимать чужое мнение; участвовать в дискуссии и обсуждении;
 проявлять инициативу в ситуации общения.
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
 учитывать разные мнения при обсуждении учебных и практических задач;
 соотносить свою позицию с позицией партнёра;
 выбирать необходимые коммуникативные средства для организации дискуссии, беседы,
обсуждения;
 ориентироваться на партнёра при работе в паре и группе.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда
Обучающийся научится:
 воспринимать производственный процесс как продукт преобразующей и творческой
деятельности человека-создателя (на примере производственных предприятий России);
 называть основные виды профессиональной деятельности человека на производстве и в
производственных циклах: геолог, буровик, скульптор, художник, изготовитель лекал,
раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик, обувщик, столяр,
кондитер, технолог-кондитер, слесарь-электрик, электрик, электромонтёр, агроном,
овощевод, лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач, лётчик,
космонавт, редактор, технический редактор, корректор, художник;
 называть наиболее распространённые профессии Курской области и города Курчатова и
выделять основные виды деятельности людей данных профессий;
 определять основные этапы создания изделий на производстве;
 сравнивать на практическом уровне отдельные этапы производственного цикла
выполнения изделия с последовательностью этапов выполнения изделия на уроке;
 самостоятельно анализировать и контролировать собственную практическую
деятельность;
 отбирать и при необходимости заменять материалы и инструменты для выполнения
изделия в зависимости
от вида работы;
 проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемым
материалам, способам применения, вариантам отделки;
 выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего
труда;
 находить в тексте этапы технологии изготовления изделия, определять этапы работы,
заполнять технологическую карту.
Обучающийся получит возможность научиться:
 знакомиться с производством и производственными циклами: вагоностроением,
добычей полезных ископаемых, производством фарфора, обувным, кондитерским,
швейным, деревообрабатывающим производством, очисткой воды, тепличным
хозяйством, издательским делом;
 осмыслять или объяснять понятия «производственный процесс», «производственный
цикл»;
 осмыслять понятие «универсальность профессии»;
 осмыслять значение производства для экономического развития страны;
 узнавать о наиболее значимых для России производствах и городах, в которых они
расположены;
 знакомиться с процессом создания изделий на производстве;
9





воспроизводить отдельные этапы производственного цикла при выполнении изделия;
осмыслять особенности производственной деятельности людей разных профессий;
выполнять самостоятельно проект.
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Человек и земля (21ч)
Вагоностроительный завод (2ч)
Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного
назначения. Создание модели вагона из бумаги, картона.
Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развёртки вагона,
чертёж и сборка цистерны. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона.
Полезные ископаемые (2ч)
Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и
расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из
металлического конструктора.
Малахитовая шкатулка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для
изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки
слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики. Коллективная
работа: изготовление отдельных элементов («малахитовых плашек») учащимися.
Автомобильный завод (2ч)
Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «Камаз». Имитация бригадной
работы.
Монетный двор (2ч)
Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладевать новым
приёмом – тиснение по фольге. Совершенствовать умение заполнять технологическую карту.
Работа с металлизированной бумагой – фольгой.
Фаянсовый завод (2ч)
Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с
соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование
умений работать пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности
людей, работающих на фабриках по производству фаянса.
Швейная фабрика (2ч)
Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и
профессиональной деятельностью людей. Работа с текстильными материалами. Соблюдение
правил работы с иглой, ножницами, циркулем.
Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно
определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи
него разметку деталей.
Обувное производство (2ч)
Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемые для производства
обуви. Виды обуви и её назначение. Знакомство с технологическим процессом производства
обуви (конструкция, последовательность операций). Создание модели обуви из бумаги
(имитация производственного процесса). Закрепление знаний о видах бумаги, приёмах и
способах работы с ней.
Деревообрабатывающее производство (2ч)
Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы столярным ножом и
последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и
способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения
древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек.
Кондитерская фабрика (2ч)
Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией
производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на
кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке..
10

Бытовая техника (2ч)
Знакомство с понятием «бытовая техника» и её значением в жизни людей. Освоение приёмов
работы в технике «витраж». Абажур-плафон для настольной лампы.
Тепличное хозяйство (1ч)
Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для
жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование
информации на пакетике для определения условий выращивания растений. Уход за растениями.
Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях,
уход за рассадой.
Человек и вода (3ч)
Водоканал (1ч)
Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений.
Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со способом фильтрации
воды и способом экономного расходования воды.
Порт (1ч)
Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов
крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов.
Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами.
Узелковое плетение(1ч)
Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике
«макраме». Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов
вязания морских узлов и узлов в технике «макраме».
Человек и воздух (4 часа)
Самолётостроение. Ракетостроение (3ч)
Первоначальные сведения о самолётостроении, о функциях самолётов и космических ракет,
конструкция самолёта и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолёта.
Ракета-носитель. Закрепление основных знаний о самолётостроении, о конструкции самолёта и
ракеты. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история.
Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа.
Летательный аппарат. Воздушный змей. Знакомство с историей возникновения воздушного
змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона
сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу.
Человек и информация (6ч)
Создание титульного листа (1ч)
Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи
информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями
людей, участвующих в создании книги. Элементы книги и использование её особенностей при
издании.
Работа с таблицами (1ч)
Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word.
Создание содержания книги (1ч)
ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс
редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги.
Переплётные работы (2ч)
Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов, шитьё блоков нитками
втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения
различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура). Изготовление переплёта
дневника и оформление обложки по собственному эскизу.
Итоговый урок (1ч)
11

Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание своей
работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших.
Выставка работ.

7. Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Тема
Как работать с
учебником

1

2

3

4

5

6

7

8
9

10

11

Вагоностроительный
завод.
Изделия: «Ходовая
часть (тележка)»,
«Кузов вагона»
Вагоностроительный
завод.
Изделие:
«Пассажирский
вагон».
Полезные
ископаемые. Изделие:
«Буровая вышка.
Полезные
ископаемые.
Изделие:
«Малахитовая
шкатулка»
Автомобильный
завод.
Изделие: «КамАЗ»,
«Кузов грузовика»
Автомобильный
завод.
Изделие: «КамАЗ»,
«Кузов грузовика».
Монетный двор.
Изделие: «Стороны
медали», «Медаль»
Монетный двор.
Изделие: «Стороны
медали», «Медаль»
Фаянсовый завод.
Изделие: «Основа для
вазы»
Фаянсовый завод.
Изделие: «Ваза».
Тест: «Как создаётся

Основные виды деятельности
обучающихся
Наблюдать связи человека с
природой и предметным миром,
предметный мир ближайшего
окружения, конструкции и образы
объектов природы и окружающего
мира
Находить и отбирать
информацию
об истории развития
железнодорожного транспорта в
России, о видах и особенностях
конструкции вагонов.

план

Дата
факт

Находить на
карте России крупнейшие
месторождения нефти и газа.

Выбирать информацию о
конвейерном производстве,
выделять этапы и операции,
объяснять новые понятия.

Выполнять эскиз сторон медали
на
основе образца, приведённого в
учебнике.

Использовать эмблемы,
нанесённые на посуду, для
определения фабрики
изготовителя.
Находить и отбирать
информацию о технологии
12

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

фаянс»
Швейная фабрика.
Изделие:
«Прихватка».
Швейная фабрика.
Изделие: «Новогодняя
игрушка-птичка».
Обувное
производство.
Изделие: «Модель
детской летней
обуви».
Обувное
производство.
Изделие: «Модель
детской летней
обуви».
Деревообрабатывающ
ее производство.
Изделие:
«Технический
рисунок лесенкиопоры для растений».
Деревообрабатывающ
ее производство.
Изделие: «Лесенкаопора для растений».
Кондитерская
фабрика.
Изделие: «Пирожное
«Картошка»
Кондитерская
фабрика.
Изделие:
«Шоколадное
печенье».
Практическая
работа: Тест
«Кондитерские
изделия»
Бытовая техника.
Изделие: «Настольная
лампа».
Бытовая техника.
Изделие: «Абажур.
Сборка настольной
лампы».
Практическая
работа: Тест:
«Правила
эксплуатации
электронагревательны

производства одежды
и профессиональной деятельности
людей, работающих на швейном
производстве.

Снимать мерки и
определять, используя таблицу
размеров, свой размер обуви.

Находить и отбирать
информацию
о древесине, её свойствах,
технологии производства
пиломатериалов.

Отыскивать на
обёртке продукции информацию о
её производителе и составе.

Находить и отбирать
информацию
о бытовой технике, её вида и
назначении.

13

22

23

24

25

26
27

28

29

30

31

х приборов»
Тепличное хозяйство.
Выращивание рассады
в домашних условиях,
уход за рассадой.

Использовать текст учебника для
определения технологии
выращивания растений в теплицах
и профессиональной
деятельности человека по уходу за
растениями в теплицах.
Водоканал.
Находить и отбирать
Изделие: «Фильтр для информацию
очистки воды».
об устройстве системы
водоснабжения города и о
Порт.
фильтрации воды. Делать выводы
Изделие: «Канатная
о необходимости экономного
лестница».
расходования воды.
Практическая
работа: «Технический Находить и отбирать
информацию о работе и
рисунок канатной
устройстве порта, о
лестницы».
профессиях людей, работающих в
Узелковое плетение.
порту. Сравнивать способы
Изделие: «Браслет».
вязания морских узлов и узлов в
технике макраме.
Самолетостроение.
Находить и отбирать
Ракетостроение.
информацию
Изделие: «Самолет».
об истории развития
самолётостроения, о видах и
Ракета-носитель.
назначении самолётов.
Изделие: «РакетаОсмысливать конструкцию
носитель».
Летательный аппарат. ракеты, строить модель ракеты.
Трансформировать лист бумаги в
Воздушный змей.
Изделие: «Воздушный Объёмные геометрические тела –
конус, цилиндр.
змей»
Находить и отбирать
информацию
об истории возникновения и
конструктивных особенностях
воздушных змеев.
Создание титульного
Находить и отбирать
листа.
информацию
Изделие: «Титульный о технологическом процессе
лист».
издании книги, о профессиях
людей, участвующих в её
создании.
Закреплять знания работы на
Работа с таблицами.
компьютере. Осваивать набор
Изделие: работа с
текста, последовательность и
таблицами.
Создание содержания особенности работы с таблицами в
текстовом редакторе Microsoft
книги.
Word: определять и
Практическая
устанавливать число строк и
работа:
столбцов, вводить текст в ячейку
«Содержание».

14

32

Переплетные работы.
Изделие: «Книга
«Дневник
путешествий».

33

Переплетные работы.
Изделие: «Книга
«Дневник
путешествий».

34

Итоговый урок

таблицы. Создавать на
компьютере
произвольную таблицу.
Использовать в
практической деятельности знания
программы Microsoft Word

8. Материально- техническое обеспечение образовательного

процесса
Учебник:
№
Автор
п/п
1
Роговцева Н.И.,
Богданова Н.В.,
Шипилова
Н.В.,
Анащенкова
С.В.

Название, класс
Технология. 4
класс

Год
издательства
2020

Издательство
Москва
«Просвещение»

1 Ноутбук
2. Наглядный материал
3. Раздаточный материал

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».