Рабочая программа по внеурочной деятельности "Маленький мастер"

Пояснительная записка.
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно
наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения.
На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность,
что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального
общего образования.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей
учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует
дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Цель программы:
Создание условий развития личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно –
прикладного искусства и формирования устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в
процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи:
-Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.
-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
- Приобщать школьников к народному искусству;
-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
-Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Программа разработана для учащихся 4 класса.
Личностные результаты.
Создание условий для формирования следующих умений:
— оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
— описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно
относиться к результатам труда мастеров;
— принимать мнения и высказывания других, уважительно относиться к ним;
— опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации
предложенного или собственного замысла;
— понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД
Уметь:
— самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
— с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
— совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
— самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);
— предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;
— самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
— выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия;
— осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные
доработки.
Познавательные УУД
— искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;
— приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых
упражнений;
— перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи
изучаемых явлений, событий, использовать ее для выполнения предлагаемых и жизненных задач;
— делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Коммуникативные УУД
— формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;
— высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать и аргументировать;
— слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
— уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи).

Предметные результаты.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Знать на уровне представлений:
— об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);
— о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.
Уметь:
— организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
— использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в
собственной творческой деятельности;
— бережно относиться и защищать природу и материальный мир;
Основные формы работы.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий).
Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и
переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется
технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Содержание программы.
Содержание программы «Маленький мастер» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства,
технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства.
Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.
Значительное место в содержании программы занимают развитиям навыкам шитья.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и
замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого– педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
В основу программы положены следующие принципы:
 непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования;
 связи с жизнью;
 развитие индивидуальности каждого ребёнка;
 единство и целостность субъект-субъектных отношений;
 системная организация управления учебно-воспитательным процессом (систематичность, контролируемость, последовательность, доступность,
наглядность, построения программного материала «от простого к сложному»).
Важным условием осуществления политехнического принципа является органическая связь со всеми предметами начальной школы.
Декоративно-прикладное искусство оказывает влияние на повышение качества учебной работы ученика.
Например, лепка развивает наблюдательность ребёнка, положительно сказывается на формировании каллиграфических навыков, вырезание по
трафарету улучшает глазомер учащегося и т. д.
Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане.
Программа «Маленький мастер» разработана на пол года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение
материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Согласно учебному плану МКОЙ Попковской СШ на проведение занятий в кружке выделяется 17 часов, 1 раз в неделю.
Программа направлена на обучение учащихся проектной деятельности: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в
изделии, демонстрировать как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми группами.
№
Содержание учебного предмета
Колич
Формы
Основные виды учебной
ество часов организации
деятельности
учебных
занятий
1
1
Групповая,
Организовывать
свою
Введение: правила техники безопасности-1час.
индивидуальная, деятельность: подготавливать своё
1.Чему будем учиться на занятиях.
Знакомство с разнообразием технологий и
фронтальная,
рабочее
место,
рационально
материалов для созданий изделий декоративно –
работа в размещать
материалы
и
прикладного искусства. Работа над проектом. Правила
парах.
инструменты, соблюдать приёмы
техники безопасности. ППБ.
безопасного труда, работать в
малых
группах,
осуществлять
5
сотрудничество, исполнять разные
Пластилинография- 5 час.

1.Панно из пластилина.
Знакомство с принципами работы
Краткая беседа о содержании работы в технике
пластилинография на прозрачной основе (с использованием
бросового материала).
2.Этапы и способы нанесения рисунка на основу.
Технология создания панно. Наглядная демонстрация
готовых изделий. Перенесение рисунка на прозрачную
основу.
Практическая часть. Проект. Подбор эскиза для
работы. Рисунок под основой располагается так, чтобы со
всех сторон было примерно равное расстояние. Нанесение
рисунка на основу с верхней части. Контур рисунка
выполняется тонкими линиями.
3. Гипсография. Изготовление рамки для
фотографии, фоторамки, корзина,
4. Подбор цветовой гаммы.
Нанесение пластилина на прозрачную основу.
Выбирая цвета изображения и фона, нужно помнить о
контрастности и сочетании цветов.
Практическая часть.
Выполнение практической
работы
5. Аппликация из пластилина «Кто на
листике живет?», «Морская звезда» и «Осьминог».
6.Тематические композиции.
Самостоятельное использование освоенных способов
для создания новых, более сложных композиций.
Практическая часть.
Разработка и выполнение
авторских работ. Творческо-поисковая, самостоятельная,
коллективная деятельность.
2
Бумагопластика-4 часов.
1.Смешанные базовые формы в бумажном
конструировании.
Самостоятельно использовать освоенные способы для
создания новых, более сложных конструкций. Анализ.
Способы решения, подбор соответствующий материалов,
определение последовательности выполнения работы.
Практическая часть. «Цветочный хоровод»,
2.Модульное оригами.

социальные роли (уметь слушать и
вступать в диалог, участвовать в
коллективном
обсуждении,
взаимодействовать
и
сотрудничать со сверстниками и
взрослыми). Оценивать результат
деятельности: проверять изделие в
действии, корректировать при
необходимости его конструкцию и
технологию изготовления.

4

Групповая,
Исследовать
(наблюдать,
индивидуальная, сравнивать,
фронтальная,
сопоставлять)
доступные
работа в материалы: их виды,
парах.
физические
свойства(цвет,
фактура, форма и др.),
технологические свойства —
способы обработки
материалов
(разметка,

Развивать умение самостоятельно «включать» способ
конструирования в процесс изготовления различных
поделок.
Активизировать
воображение
детей.
Совершенствовать умение самостоятельно анализировать
готовые поделки с точки зрения выделения общего способа
их создания. Использование приема завивки, закруглении с
целью получения заданного образа.
Практическая часть. «Лебедь».

3

4
Бисероплетение – 4 часов.
1.Бисероплетение – как способ оформления
интерьера
Демонстрация
изделий.
История
развития
бисероплетения. Современные направления бисероплетения.
Использование бисера для оформления интерьера.
Инструменты и материалы, необходимые для работы.
Организация рабочего места. Правильное положение рук и
туловища во время работы. Правила техники безопасности,
ПДД, ППБ.
2.Праздничные сувениры
Анализ
образцов.
Приёмы
бисероплетения,
используемые для изготовления изделий: параллельное,
петельное,
игольчатое
плетение,
низание
дугами.
Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов
изделий. Выбор материалов. Цветовое и композиционное
решение.
Практическая часть.
Выбор изделий: украшение
новогодних игрушек. Сердечки – «валентинки». Выполнение
отдельных элементов изделий. Составление композиций.
Сборка и закрепление.
3.Цветочные композиции – букеты. «Земляника с
ягодами и цветами»
Основные приёмы бисероплетения, используемые для
изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое
плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов.
Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков,
тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

выделение деталей,
формообразование,
сборка,
отделка), конструктивные
особенности
используемых
инструментов (ножницы,
канцелярский нож), чертѐжных
инструментов
(линейка, угольник, циркуль),
приѐмы работы приспособлениями
(шаблон, трафарет и др).
Групповая,
Планировать
предстоящую
индивидуальная, практическую деятельность в
фронтальная,
соответствии с еѐ целью,
работа в задачами, особенностями
парах.
выполняемого
задания,
отбирать оптимальные способы его
выполнения. Организовывать
свою деятельность:
подготавливать своѐ рабочее
место, рационально
размещать
материалы
и
инструменты, соблюдать приѐмы
безопасного и рационального
труда; работать в малых
группах,
осуществлять
сотрудничество, исполнять разные
социальные
роли
(уметь
слушать и вступать в диалог,
социальные
роли
(уметь
слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном
обсуждении, продуктивно
взаимодействовать
и
сотрудничать со сверстниками
взрослыми).
Исследовать
конструкторско-технологические
и
декоративнохудожественные
особенности
предлагаемых

Практическая часть. Выполнение отдельных элементов
цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов.
Составление композиций весенних, летних, осенних и
зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно:
обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов
композиции к основе. Оформление цветами из бисера
подарков и других предметов.

4

Изготовление кукол-3 часов.
1. Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве»
Куклы являются частыми действующими лицами
произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов.
Авторская кукла – как особое направление современного
прикладного творчества. Виды, жанры кукол и
их
назначение.
Техника
исполнения.
Материалы
и
инструменты.
2. Подготовка материалов и инструментов.
Выбор техники исполнения. Совместное с учащимися
определение последовательности действий для создания
авторской куклы.
Практическая часть. Подготовительная работа.
Знакомство с литературой по созданию кукол. Подбор
иллюстраций, выполнение эскизов. Подготовка материалов
и инструментов.
3. Куклы в культуре и традициях народов России.
История кукол. Типы и виды кукол. Изготовление
куклы-закрутки.
Планирование этапов работы
Практическая часть.
Поэтапная работа: создание
каркаса и тела куклы, выполнение костюма, композиция

3

изделий, искать наиболее
целесообразные способы решения
задач прикладного характера в
зависимости от цели и
конкретных условий работы.
Оценивать результат
деятельности:
проверять
изделие в действии,
корректировать
при
необходимости его конструкцию
и технологию изготовления.
Обобщать
(осознавать,
структурировать и формулировать)
то новое, что усвоено.
Групповая,
Исследовать
(наблюдать,
индивидуальная, сравнивать,
фронтальная,
сопоставлять)
доступные
работа в материалы: их виды,
парах.
физические
свойства(цвет,
фактура, форма и др.),
технологические свойства —
способы обработки
материалов
(разметка,
выделение деталей,
формообразование,
сборка,
отделка), конструктивные
особенности
используемых
инструментов (ножницы,
канцелярский нож), чертѐжных
инструментов
(линейка, угольник, циркуль),
приѐмы работы приспособлениями
(шаблон, трафарет и др).

костюма, оформление куклы, выставочная деятельность.
Учебно – тематический план.
№
1.

Название разделов и тем
Введение: правила техники безопасности.

1

Вводное занятие.

I.

Количество часов
всего
теория
практика
1
1ч.
1

Пластилинография/гипсография.
3ч.

2

Панно из пластилина. Знакомство принципами работы.

3
4

Гипсография. Изготовление рамки для
мультфильмов»
Коллективная работа Изделие «Корзина».

III.
5

Бумагопластика.
Смешанные базовые формы в бумажном конструировании.

6

Изготовления объемных предметов из картона. Танк(начало работы)

1

7

Изготовления объемных предметов из картона. Танк(завершение
работы)
Модульное оригами «Лебедь» (начало работы)

1

Модульное оригами «Лебедь» (завершение работы).
Аппликация «Матрёшки»
Бисероплетение.
4ч.
Бисероплетение – как способ оформления интерьера. Освоение
навыка работы с бисером.
Праздничные сувениры из бисера.
Цветочные композиции – букеты (завершение работы).
«Земляника с ягодами и цветами»-составление композиции.
Изготовление кукол.
2 ч.

1
1

8
9
10
IV.
11
12
13
14
V.

фотографии

1
«Герои

1
1
6ч.
1

1

1
1
1
1

15
16
V.
17

Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве» Работа над образом.
Эскиз.
Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы
и виды кукол. Изготовление куклы-закрутки.
Подведение итогов.
1ч.
Итоговое занятие. Выставка « Мои успехи».

1
1

1

Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых
мероприятиях, создании портфолио.
 организация выставок (раскрывает для детей значимость их труда, формирует положительные мотивы к труду);
 однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
 постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
 тематические - по итогом изучения разделов, тем;
 итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов,
родителей, гостей.
 выход за пределы занятий (участие в мероприятиях школы, села; в конкурсах, фестивалях, конференциях различного уровня; размещение
интересных работ в Интернете);
 Портфолио достижений учащихся.
Методы оценки результативности программы:
 количественный анализ, учет достижений уч –ся.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

Учащиеся должны знать:
- пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином.
Разнообразие техник работ с пластилином;

- жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
- особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы
интерьера;
- историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с
использованием мятой бумаги, способы декоративного оформления готовых работ;
-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания
панно. Перенесение рисунка на прозрачную основу;
-о русской средневековой архитектуре.
- основные виды бисерного искусства, история развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме, современные направления
бисероплетения. Использование бисера для оформления интерьера;
- основные приёмы бисероплетения- параллельное, петельное, игольчатое плетение, комбинирование приёмов;
-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;
- историю возникновения и развития бумагопластики, историю возникновения бумаги, сведения о материалах, инструментах и
приспособлениях, о технике создания работ с использованием мятой бумаги;
- виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с
бумагой;
-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия;
- традиционные виды аппликации из пряжи, технология создания силуэтной куклы;
- историю русского народного костюма;
-игровые и обереговые куклы. Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях;
-сувенир, виды и назначение сувениров;
-Оберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства,
сказок, рассказов, мультфильмов.
Авторская кукла – как особое направление современного прикладного творчества, виды, жанры кукол и их
назначение.
Учащиеся должны уметь:
-передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов
в России (с учетом местных условий).
-наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы,
использовать простые формы для создания выразительных образов;
-моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;
-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного
конструирования.
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления;
-понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что

-в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
-учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства
– называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;
- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;
- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей
наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;
- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах
-добывать необходимую информацию (устную и графическую).
- анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;
- определять основные конструктивные особенности изделий;
– подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом
- соблюдать общие требования дизайна изделий;
- планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».