География 10-11 классы

МИНИСТЕРСТВОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики
Волгоградской области
Отдел по образованию и молодежной политике администрации
Котовского муниципального района
МКОУ Попковская СШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методический совет

Педагогический совет

Директор школы:

Протокол №4 от «30»
августа 2024 г.

Протокол №4 от «30»
августа 2024 г.

Е.М. Матвеева
Приказ №86 от «30»
августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1303824)
учебного предмета География
для обучающихся 10-11 классов

х. Попки 2024

Пояснительная записка
1.
2.
3.
4.

Рабочая программа составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО).
Примерной программы по учебным предметам. География. 10-11 классы.
М.:Русское слово», 2020.- (Стандарты второго поколения).
Основной образовательной программы МКОУ Попковской СШ
Учебного плана МКОУ Попковской СШ

Программа рассчитана на 35 часов при одночасовой учебной нагрузке в неделю.
Учебно-методический комплект:
Домогацких, Е. М. География : Экономическая и социальная география мира : в 2 ч. Ч. 2.
Общая характеристика мира:учебник для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. – М.:ООО «ТИД «Русское слово –
РС», 2015.
Домогацких, Е. М. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е. М. Домогацих и Н. И.
Алексеевского «География: Экономическая и социальная географии мира». 10-11 классы:
в 2 ч. Ч.1 / Е. М. Домогацких, Е. Е. Домогацких. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС»,
2017.
Цели и задачи курса:
- сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного
общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;
- развить пространственно-географическое мышление;
- воспитать уважение к культурам других народов и стран;
- сформировать представление о географических особенностях природы, населения и
хозяйства разных территорий;
- научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных
процессов и явлений, происходящих в мире;
- воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к
окружающей среде.
Требования к подготовке учащихся.
Знать.
- основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы
географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные
месторождения и территориальные сочетания;
- численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их
этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения,
основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.
- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового
хозяйства, размещение его основных отраслей;
Уметь.
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции
развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов, процессов
и явлений;

- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира;
- оценивать демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной
концентрации населения.
- оценивать территориальную концентрацию производства, степень природных,
антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- составлять комплексную характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие
карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и
процессов, их территориальные взаимодействия.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоение предмета.
Личностные результаты:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического
пространства России как единой среды проживания населяющих её народов,
определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической
принадлежности,
усвоение
гуманистических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и
долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
3. формирование личностных представлений о целостности природы, населения и
хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового
географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
4. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной
доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил

индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде и рационального природопользования;
10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной
жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
10. развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического
сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты обучения географии:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
7. умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8. смысловое чтение;
9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
11. формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).
Предметные результаты:
1. формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их
необходимости для решения современных практических задач человечества и своей
страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования;

2. формирование первичных навыков использования территориального подхода как

3.

4.

5.
6.
7.

8.

основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и
неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных
этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и
в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической
карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды,
адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в
случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных
территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде.

Содержание программы

Тема 1. Страны современного мира (3 часа)
Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны
развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма,
страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.
Тема 2. География населения мира (7 часов)
Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная
численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и
естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост
населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения.
Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория
«демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным
типом воспроизводства населения.Этнический (национальный) состав населения.
Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав
населения мира. Мировые и этнические религии.
Этно-религиозные конфликты.
Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.Трудовые ресурсы и
экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические
особенности. Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения.
Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных,
экономических и демографических факторов. География мировых миграционных
процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов». Урбанизация как всемирный
процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация.

Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его
расселения.

Тема 3. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (7 часов)
Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный,
индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство.
Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда.
Природопользование рациональное и нерациональное. Классификация природных
ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном
потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.
Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных
полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и
регионов. Металлогенетические пояса. Проблема исчерпания запасов минерального
сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение
ископаемых. Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование
пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема.
Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса.
Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение
площади лесов планеты, его масштабы и последствия. Ресурсы пресной воды. Роль
речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной
водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные
воды. Оборотное водоснабжение. Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении
человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и
марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы:
используемые и потенциальные. Другие виды ресурсов. Альтернативные источники
энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли.
Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с
появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.
Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути
их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и
гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление.
Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (4часа)
Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое
хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная
хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по
их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные
корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.
Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и
отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли
промышленности.
Наукоемкие
отрасли.
Авангардная
тройка
отраслей.
Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких
технологий.
Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства (11 часов)
Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и
угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны
импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом
производстве
электроэнергии.
Специфика
электроэнергетики
разных
стран.
Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и

легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с
уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в различных
отраслях промышленного производства. Сельское хозяйство, его отраслевой состав.
Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа.
Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность.
Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции. Транспорт мира и его
состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и
пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные
сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная
революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и
развивающихся стран. Международные экономические отношения, их формы. Свободные
экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое
распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные,
предоставление услуг.
Тема 6. Глобальные проблемы современности (2 часа)
Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и
проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая –
главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении
глобальных проблем человечества.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока

Кол-во
часов

1 полугодие
Страны современного мира-3 часа
1
2
3

Типология стран современного мира.
Государственное устройство стран.
Уровень социально-экономического
развития.

1
1
1

География населения мира-7 часов

Основные демографические показатели.
Воспроизводство населения.
5
Половозрастной состав. Трудовые ресурсы.
Практическая работа №1 «Расчёт
демографических параметров: естественного
прироста рождаемости и смертности»
6
Расовый и этнический состав. Практическая
работа №2 «Определение на основании
демографических параметров тип страны»
7
Религия в жизни людей. Этнографические
конфликты.
8
Размещение населения.
9
Миграции населения. Практическая работа
№3 «Сравнительный анализ половозрастных
пирамид разных стран»
10 Формы расселения. Урбанизация.
4

1
1

1

1
1
1

1

Мировые природные ресурсы-7 часов

Развитие взаимоотношений природы и
человека. Природопользование.
12 Проблемы истощения природных ресурсов.
11

1
1

1
Виды природных ресурсов.
1
Ресурсообеспеченность стран мира.
Практическая работа №4 «Расчёт
обеспеченности отдельных стран
различными видами природных ресурсов»
15 Исчерпаемые невозобновимые ресурсы.
1
16 Исчерпаемые возобновимые ресурсы.
1
17 Исчерпаемые ресурсы. Ресурсы Мирового
1
океана.
2 полугодие
13
14

Мировое хозяйство и научно-техническая революция-4 часа

Международное географическое разделение
труда.
19 Научно-техническая революция.
20 НТР и отрасли мирового хозяйства.
21 НТР и география мирового хозяйства.
18

1
1
1
1

Отрасли мирового хозяйства-11 часов
22
23

24
25
26
27
28
29

30
31
32

Топливно-энергетический комплекс.
Топливная промышленность.
Электроэнергетика. Практическая работа №5
«Определение факторов, влияющих на
международную специализацию стран и
регионов»
Чёрная и цветная металлургия.
Машиностроение.
Химическая промышленность. Лесная
промышленность.
Сельское хозяйство.
Товарное и потребительское сельское
хозяйство.
Транспорт мира. Практическая работа №6
«Характеристика главных центров
современного мирового хозяйства»
Международные экономические отношения.
Свободные экономические зоны (СЭЗ).
Международные услуги. Международный
туризм. Практическая работа №7
«Определение основных направлений
международной торговли»

1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1

Глобальные проблемы человечества-2 часа
33
34
35

Понятие о глобальных проблемах.
Стратегия устойчивого развития.
Промежуточная итоговая аттестация. Конкурс
проектов.

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».