Математика 4 класс ЛУО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по образованию, науки и молодежной политики Волгоградской области
Отдел по образованию и молодежной политики администрации Котовского
муниципального района
МКОУ Попковская СШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методический совет

Педагогический совет

Директор школы

Протокол №4
от «30» августа 2024 г.

Протокол №4
от «30» августа 2024 г.

________________________
Е.М.Матвеева
Приказ №86
от «30» августа 2024 г.

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1

«Математика»
(для 4 класса)

х.Попки 2024

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утверждена приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика» и является
обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов в
год (4 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и
задачи учебного предмета «Математика».
Цель обучения – подготовка обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к жизни в современном обществе и овладение доступными профессиональнотрудовыми навыками.
Задачи обучения:
 формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных,
учебно-практических, житейских и профессиональных задач; развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
 коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
 формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости,
трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 4 классе определяет следующие
задачи:
 формирование знаний о нумерации чисел первой сотни;
 формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и
числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом;
 формирование знаний о геометрических фигурах, формирование умения называть их части,
строить фигуры с помощью инструментов;
 формирование умения применять первоначальные математические знания для решения учебно-познавательных и практических задач.

II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях.
Программа обучения в 4 классе направлена на изучение нумерации чисел в пределах 100: раскрывается понятие разряда, обучающиеся знакомятся со сложением и вычитанием двузначных чисел, приемами устных и письменных вычислений. Завершается изучение табличного умножения и
деления, ознакомление с вне табличным умножением и делением. Продолжается изучение величин и
единиц их измерения. Обучающиеся продолжают изучать единицы измерения длины, стоимости,
массы, времени, соотношение единиц измерения.
В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и обучающихся выделяются следующие методы обучения: изложение знаний, беседа, самостоятельная работа. В зави-

симости от источника знаний используются словесные методы (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам), наглядные методы (наблюдение, демонстрация предметов или их изображений), практические методы (измерение, вычерчивание геометрических фигур, лепка, аппликация, моделирование, нахождение значений числовых выражений и т. д).

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
 самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание
личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах
поведения в современном обществе;
 проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики и
при
выполнении
домашнего
задания;
- начальные умения производить самооценку выполненной практической деятельности, в том
числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений, и при
необходимости осуществлять необходимые исправления неверно выполненного задания;
 элементарное понимание связи математических знаний с некоторыми
жизненными ситуациями, умение применять математические знания для решения отдельных жизненных задач.
Предметные:
Минимальный уровень:
 знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке и откладывать, используя счетный материал,
любые числа в пределах 100;
 знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
 понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на
равные части);
 знать таблицу умножения однозначных чисел до 6; понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так
и частного;
 знать порядок действий в примерах в два арифметических действия; знать и применять переместительное свойство сложения и умножения; выполнять устные и письменные действия сложения
и вычитания чисел в пределах 100;
 знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
 различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа, полученные при измерении двумя мерами;
 пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;
 определять время по часам хотя бы одним способом; решать, составлять, иллюстрировать
изученные простые арифметические задачи;
 решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);
 различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной;
 узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, фигур,
находить точки пересечения без вычерчивания;
 знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник (квадрат) с помощью
чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя);
 различать окружность и круг, чертить окружности разных радиусов.
Достаточный уровень:
 знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке, считать, присчитывая, отсчитывая
по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100;
 знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
 понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на
равные части и по содержанию), различать два вида деления на уровне практических действий, знать
способы чтения и записи каждого вида деления;

 знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило умножения чисел 1 и
0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
 понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;
 знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия; знать и применять переместительное свойство сложения и умножения;
 выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;
 знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
 различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см;
 знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года, уметь пользоваться календарем
для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;
 определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин; решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;
 кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два
действия;
 различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной;
 узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий,
многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;
 знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник (квадрат) с помощью
чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
 чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
Система оценки достижений
При оценке результатов освоения образовательной программы учитываются индивидуальные
особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы.
Обучающемуся с низким уровнем потенциальных возможностей можно предлагать более лёгкие варианты заданий. При оценке письменных работ обучающихся, страдающих глубоким расстройством
моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и
чертежей. К ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в
ходе выполнения работы и т.п.).
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных
единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика
 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2-4-х классов образовательной организации по всем учебным предметам, за исключением коррекционного блока, осуществляется по трёхбалльной системе по каждому предмету:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно.
Устный опрос является одним из методов учёта достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении образовательной программы. При оценивании устных ответов по учебным предметам образовательного цикла принимается во внимание:
 правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа;
 умение практически применять свои знания;
 последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов.

Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного материала.
Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний в практике, в жизни. Допускает незначительные неточности
(оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя.
Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям
оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с
помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых
предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила
примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает
ошибки, вызванные недопониманием учебного материала.
Достижения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по
учебному предмету «математика» оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, текущих и итоговых письменных работ. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения алгоритма, неправильное
решение задачи, неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур по
образцу.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и
черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена часть других
заданий.
При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнено правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.
Оценка «2» не ставится.

IV.
№
пп
1
2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел, тема урока

Кол-во
часов
Нумерация чисел 1-100 ( повторение).
4
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через 10 ( повторе- 3
ние).
Решение задач на сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через 10 ( 3
повторение).
Контрольная работа по теме: «Нумерация. Сложение и вычитание чисел в пре- 2
делах 100 без перехода через 10». Работа над ошибками.
Числа, полученные при измерении величин.
2
Мера длины – миллиметр.
2
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд ( все 4
случаи).
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без 2
перехода через разряд (все случаи).
Работа над ошибками.
Меры времени.
1
Замкнутые, незамкнутые кривые линии.
1
Окружность, дуга.
1
Умножение чисел.
2
Таблица умножения числа 2.
2
Деление чисел.
2
Деление на 2.
2
Контрольная работа по теме: « Умножение и деление на 2». Работа над ошиб- 2
ками.
Сложение с переходом через разряд (устные вычисления).
3
Сложение двузначных чисел.
2
Ломаная линия.
1
Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления).
3
Вычитание двузначных чисел.
2
Контрольная работа по теме: ««Сложение и вычитание двузначных чисел с пе- 2
реходом через разряд». Работа над ошибками.
Замкнутые, незамкнутые ломаные линии.
1
Таблица умножения числа 3.
2
Деление по 3.
2
Таблица умножения числа 4.
2
Деление на 4.
2
Длина ломаной линии.
2
Таблица умножения числа 5.
2
Деление на 5.
2
Двойное обозначение времени.
1
Контрольная работа по теме: «Таблица умножения и деления на 3, 4, 5». Работа 2
над ошибками.
Таблица умножения числа 6.
2
Цена, количество, стоимость.
2
Деление на 6.
2
Зависимость между ценой, количеством, стоимостью.
2
Прямоугольник.
2
Контрольная работа по теме: « Таблица умножения и деления на 6. Зависимость 2

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66

между ценой, количеством, стоимостью».
Таблица умножения числа 7.
Увеличение числа в несколько раз.
Деление на 7.
Уменьшение числа в несколько раз.
Контрольная работа по теме: «Таблица умножения и деления на 6, 7». Работа
над ошибками.
Квадрат.
Таблица умножения числа 8.
Деление на 8.
Меры времени.
Таблица умножения числа 9.
Деление на 9.
Зависимость между ценой, количеством, стоимостью.
Пересечение фигур.
Умножение 1 и на 1.
Деление на 1.
Контрольная работа по теме: «Умножение и деление единицы на число». Работа
над ошибками.
Сложение и вычитание без перехода через разряд.
Сложение с переходом через разряд.
Вычитание с переходом через разряд.
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание с переходом через разряд».
Умножение 0 и на 0.
Деление 0 на число.
Взаимное положение фигур.
Умножение 10 и на 10.
Деление на 10.
Нахождение неизвестного слагаемого.
Годовая контрольная работа. Работа над ошибками.
Повторение пройденного в течение года.

2
2
2
2
2
1
2
2
1
2
2
1
1
1
1
2
4
3
3
2
1
1
1
3
3
3
2
6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».