МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет по образованию, науки и молодежной политики Волгоградской области Отдел по образованию и молодежной политики администрации Котовского муниципального района МКОУ Попковская СШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Методический совет Педагогический совет Директор школы Протокол №4 от «30» августа 2024 г. Протокол №4 от «30» августа 2024 г. ________________________ Е.М.Матвеева Приказ №86 от «30» августа 2024 г. Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Мир природы и человека» (для 4 класса) х.Попки 2024 I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Мир природы и человека». Цель обучения - формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе, понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Задачи обучения: первоначальное формирование естественнонаучных знаний; обобщение и систематизация полученных ранее знаний; первоначальное формирование умения наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром; развитие способности раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека; знакомство с объектами и явлениями окружающего мира. Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 4 классе определяет следующие задачи: углубление имеющиеся у обучающихся представлений о неживой и живой природе, новых знаний об основных ее элементах; расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий; формирование умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные; углубление знаний обучающихся о природе своего края; формирование первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека, развитие у обучающихся бережного отношения к природе; формирование начальных естественнонаучных знаний о взаимосвязи живой и неживой природы; формирование у обучающихся четких представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, о причинах, обуславливающих смену времен года, о влиянии Солнца на жизнь растений, животных, человека; закрепление представлений о воде и воздухе, их роли в жизни растений, животных, человека; раскрытие причинно-следственных связей между природными явлениями и жизнью человека; воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения. II.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение предмету «Мир природы и человека» носит практический характер и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала используется дифференцированный подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий наилучшей социальной адаптации обучающихся в обществе. Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 4 классе предусматривает практическое взаимодействие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения- ми) с предметами познания, по возможности, в натуральном виде и естественных условиях или в виде макетов и специально созданных учебных ситуациях. Накопление представлений об объектах и явлениях окружающего мира происходит через взаимодействие с различными источниками информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Например, для изучения почвы необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т.д.). Обучающиеся должны видеть, осязать изучаемые объекты. При изучении нового материала желательно проводить простейшие опыты. В процессе обучения необходимо использовать игровые ситуации, занимательные вопросы и задания. Следует прямо связать состояние природы и здоровье человека, показать важность этого направления деятельности людей, обратить внимание на то, что сами обучающиеся могут сделать для сохранения чистоты природы. Содержание разделов № Контрольные Название раздела Количество часов п\п работы 1. Времена года. Осень 3 1 2. Живая природа. Растения 7 1 3. Времена года. Зима 3 4. Неживая природа 4 1 5. Живая природа. Животные 5 6. Времена года. Весна 3 7. Живая природа. Человек 4 8. Безопасное поведение 2 1 Времена года. Лето 3 Итого: 34 4 III.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным; воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства любви к природе; овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни и при взаимодействии с живой и неживой природой; осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, любви к родной природе; овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации. Предметные: Минимальный уровень: иметь представления о назначении объектов изучения; узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях; относить изученные объекты к определенным группам (видо-родовые понятия); называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе; иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; знать требования к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения; знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни; ухаживать за комнатными растениями; кормить зимующих птиц; составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; соблюдать правила поведения в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. Достаточный уровень: узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации; давать развернутую характеристику своего отношения к изученным объектам; знать правила гигиены тела; знать отличительные существенные признаки групп объектов; знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения; соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы; выполнять доступные природоохранительные действия; проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира; проявлять готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач; выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценивать свою работу и одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватное воспринимать похвалу. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Оценка достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом. В 4 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый (промежуточный) контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале. Текущий контроль Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости. Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в следующих формах: устный опрос; творческие и практические работы; самостоятельные работы. Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы или теста. Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста. При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Предметные результаты выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «отличные». В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками: «отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий; «хорошо» - от 51% до 65% заданий; «удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий. Устный опрос является одним из методов учёта достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении образовательной программы. При оценивании устных ответов по учебному предмету «Мир природы и человека» принимается во внимание: правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа; умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа. Критерии для оценивания устных ответов: Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний в практике, в жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала. Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя. Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала. Оценка «2» - не ставится. № Тема предмета Кол -во часов IV. 1 Сезонные изменения в природе Осень 1 2 Растения и животные осенью 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности обучающихся Минимальный уровень Достаточный уровень Времена года. Осень - 3 часа Обобщение полученных знаОбобщают полученные знания о ний о влиянии Солнца на извлиянии Солнца на изменения в менения в природе (темпераприроде (температура воздуха, вотура воздуха, воды, количест- ды, количество тепла), на смену во тепла), на смену времен времен года по иллюстрациям года Работают с календарем Работа с календарем Рассказывают о чередовании вреЧередование времен года, замен года крепление знаний о названиях Проговаривают названия месяцев с месяцев помощью учителя Проговаривание названий Называют 3-4 признака осени месяцев Работают с текстом об осени Называние признаков осени Выполняют задания по учебнику с Работа с текстом об осени помощью учителя Выполнение заданий по учебнику Сравнение рисунков Сравнивают рисунки Нахождение различий Находят 1-2 различия Запоминание названий осенЧитают 1-2 названия осенних цвених цветов тов Называние овощей по рисунНазывают 3-4 овоща по рисункам кам Выполняют задания по учебнику Выполнение заданий по учеб- Отвечают на вопросы кратко нику, ответы на вопросы Обобщают представления о жизни Обобщение и закрепление растений осенью представлений о жизни расте- Читают часть текста ний осенью Рассматривают рисунки Чтение текста Отгадывают загадки по картинкам Рассматривание рисунка Называют 3-4 известных животных Отгадывание загадок по картинкам Называние известных живот- Обобщают полученные знания о влиянии Солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года Работают с календарем. Рассказывают о чередовании времен года Проговаривают названия месяцев. Называют 4-5 признаков осени Работают с текстом об осени Выполняют задания по учебнику Сравнивают рисунки Находят 2-3 различия, называют их Проговаривают 2-3 названия осенних цветов. Называют 4-5 овощей Выполняют задания по учебнику Отвечают на вопросы полным предложением Обобщают представления о жизни растений осенью Читают текст Рассматривают рисунки Отгадывают загадки Называют 4-5 известных животных по картинкам 3 Труд людей осенью Огород 1 4 Растения Огород 1 5 Лес Сад 1 ных, ответы на вопросы Чтение текста Читают часть текста Читают текст Ответы на вопросы Отвечают на вопросы кратко Отвечают на вопросы полным Выполнение заданий по Выполняют задания по учебнику предложением учебнику Рассматривают рисунки Выполняют задания по учебнику Рассматривание рисунка Называют 1-2 садовых инструмента Рассматривают рисунки Называние садовых по картинке Называют 2-3 садовых инструмента инструментов Составляют краткий рассказ о Составляют рассказ о деятельности Составление рассказа о деятельности человека в связи с человека в связи с сезонными деятельности человека в связи сезонными изменениями в природе изменениями в природе осенью с сезонными изменениями в осенью по картинке природе осенью Живая природа. Растения - 7 часов Показ объекта на рисунке Показывают объект на риПоказывают и называют объект на (поле, огород) сунке (поле, огород) рисунке Перечисление Перечисляют 1-2 (поле, огород). инструментов для перекопки инструмента для перекопки Перечисляют 2-3 земли земли по картинке инструмента для перекопки земли в Ответы на вопросы об овоОтвечают на вопросы об натуральном виде в естественных щах овощах кратко условиях Словарная работа (корнеплоРаботают с опорными словаОтвечают на вопросы об овощах полды, овощеводы, теплица) ми (корнеплоды, овощеводы, ным предложением Выполнение заданий по теплица) Работают с опорными словами (корнеучебнику Выполняют задания по учебплоды, овощеводы, теплица) нику с помощью учителя Выполняют задания по учебнику Рассматривание рисунка Рассматривают рисунки Рассматривают рисунки Называние предметов мебели Называют 1-2 предмета меНазывают 2-3 предмета мебели Наблюдение за растениями бели по картинке Наблюдают за растениями сада и леса сада и леса осенью: яблоня, Наблюдают за растениями осенью: яблоня, осина, липа, акация, осина, липа, акация, орешник сада и леса осенью: яблоня, орешник Перечисление названий лиосина, липа, акация, орешник Перечисляют 3-4 названия лиственных и ственных и хвойных деревьев Перечисляют 2-3 названия хвойных деревьев Ориентировка в пространстве лиственных и хвойных деОриентируются в пространстве (опреде(определение право, лево, ревьев с помощью учителя. ление право, лево, сзади, спереди) Рассзади, спереди) Ориентируются в пространсматривают прибор для ориентировки в Рассматривание прибора для ориентировки в пространстве (компас) стве (определение право, лево, сзади, спереди) с помощью учителя Рассматривают прибор для ориентировки в пространстве (компас) Читают часть текста Рассматривают рисунок Сравнивают 1-2 растения (наиболее распространенных) Выполняют задания по учебнику Описывают ягоды клубники Знакомятся с понятиями «сорт», «семена» с помощью учителя пространстве (компас) Просматривают видео о лекарственных растениях Читают текст Рассматривают рисунки Знакомятся с лекарственными растениями (читают названия и информацию на аптечной упаковке), способом их применения, сроком годности Отвечают на вопросы полным предложением Читают рассказ о Красной книге Отвечают на вопросы полным предложением Рассматривают иллюстрации о редких видах растений и животных Дают их описание по внешнему виду 6 Растения культурные и дикорастущие 1 Чтение текста Рассматривание рисунка Сравнение растений Выполнение заданий по учебнику Описание ягод клубники Знакомство с понятиями «сорт», «семена» 7 Лекарственные растения 1 Просмотр видео о лекарственных растениях Чтение текста Рассматривание рисунка Знакомство с лекарственными растениями (чтение названия и информации на аптечной упаковке), способом их применения, сроком годности Просматривают видео о лекарственных растениях Читают часть текста Рассматривают рисунки Знакомятся с лекарственными растениями (читают названия и информацию на аптечной упаковке) с помощью учителя Отвечают на вопросы кратко 8 Красная книга 1 Чтение рассказа о Красной книге Ответы на вопросы Рассматривание иллюстраций о редких видах растений и животных, их описание по Читают часть рассказа о Красной книге Отвечают на вопросы кратко Рассматривают иллюстрации о редких видах растений и животных Отвечают на вопросы Читают текст Рассматривают рисунок Сравнивают 2-3 растения (наиболее распространенных) Выполняют задания по учебнику Описывают ягоды клубники и показывают их на картинке Знакомятся с понятиями «сорт», «семена» с помощью учебника 9 Парки 1 10 Растения поля 1 11 Зима Признаки зимы 1 внешнему виду Просмотр видео о парках Чтение текста Словарная работа (парк, аллея, сквер) Описание парка (сквера) Ответы на вопросы Называние известных парков, расположенных вблизи местожительства Отвечают на вопросы Просматривают видео о парПросматривают видео о парках ках Читают текст Читают часть текста Работают с опорными словами (парк, алРаботают с опорными словами лея, сквер) (парк, аллея, сквер) Описывают парк (сквера) Описывают парк (сквера) по Отвечают на вопросы полным предложекартинке нием Отвечают на вопросы кратко Называют 2-3 известных парка Называют 1-2 известных парка, расположенных вблизи местожительства Чтение текста Читают часть текста Читают текст Составление рассказа об изго- Составляют краткий рассказ Составляют рассказ об изготовлении товлении продуктов питания об изготовлении продуктов продуктов питания из муки из муки питания из муки с помощью Работают с опорными словами (жатва, Словарная работа (жатва, зер- учителя зернохранилище, озимые, соломина, конохранилище, озимые, солоРаботают с опорными словами лос, метелка), составляют словосочетамина, колос, метелка) Чтение (жатва, зернохранилище, ози- ния и предложения текста (работа в поле в разное мые, соломина, колос, метелЧитают текст (работа в поле в разное время года), беседа по рисунка), составляют словосочетавремя года) Беседуют по рисункам кам ния Отгадывают загадки самостоятельно Отгадывание загадок Сравне- Читают часть текста (работа в Сравнивают 2 объекта (пшеница и рожь; ние двух объектов (пшеница и поле в разное время года) Беовес и гречиха) рожь; овес и гречиха) седуют по рисункам Изготавливают поделки из соломы Изготовление поделки из соОтгадывают загадки по карломы тинкам Сравнивают 2 объекта (пшеница и рожь; овес и гречиха) по картинке Изготавливают поделки из соломы с помощью учителя Времена года. Зима - 3 часа Называние зимних месяцев Называют зимние месяцы по Называют зимние месяцы Называние признаков зимы и картинкам Называют 4-5 признаков зимы и зимних зимних явлений природы Рассматривание рисунка Определение признаков зимы Объяснение схем Чтение рассказа, ответы на вопросы Составление рассказа о зимних месяцах с опорой на рисунки 12 Растения и животные зимой 1 Рассматривание и сравнение рисунков Чтение текста Описание зимнего леса Нахождение одинаковых снежинок Рассматривание рисунка Выполнение заданий по учебнику Составление рассказа о жизни растений и животных зимой 13 Труд людей зимой 1 Рассматривание рисунка Ответы на вопросы Чтение рассказа Ответы на вопросы Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе зимой Безопасное поведение зимой: гололёд Называют 3-4 признака зимы и зимних явлений природы по картинкам Рассматривают рисунки Определяют 3-4 признака зимы по картинкам Читают часть рассказа Отвечают на вопросы кратко Составляют краткий рассказ о зимних месяцах с опорой на рисунки Рассматривают рисунки Читают часть текста Описывают зимний лес по картинке Находят одинаковые снежинки Выполняют задания по учебнику с помощью учителя Отвечают на вопросы кратко Составляют краткий рассказ о жизни растений и животных зимой с помощью наводящих вопросов Рассматривают рисунки Отвечают на вопросы кратко Читают часть рассказа Отвечают на вопросы Закрепляют представления о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе зимой Рассказывают о безопасном поведении зимой: гололёд с помощью учителя явлений природы Рассматривают рисунки Определяют 4-5 признаков зимы Читают рассказ Отвечают на вопросы полным предложением Составляют рассказ о зимних месяцах Рассматривают рисунки Читают текст Описывают зимний лес по картинке Находят одинаковые снежинки Выполняют задания по учебнику Отвечают на вопросы полным предложением Составляют рассказ о жизни растений и животных зимой Рассматривают рисунки Отвечают на вопросы Читают рассказ Отвечают на вопросы полным предложением Закрепляют представления о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе зимой Рассказывают о безопасном поведении зимой: гололёд 14 Неживая природа Почва 1 15 Песок, глина, перегной 1 16 Камни 1 Неживая природа - 4 часа Рассматривание рисунка Рассматривают рисунки Ответы на вопросы Отвечают на вопросы Рассматривание глобуса НаРассматривают глобус хождение морей и суши Находят моря и суши с поЧтение текста о почве мощью учителя Ответы на вопросы Читают часть текста о почве Рассматривание образцов Отвечают на вопросы кратко почвы Рассматривают образцы почПоказ видов почвы вы Знакомство обучающихся со Показывают виды почвы свойствами почвы, её состаЗнакомятся со свойствами вом, значением для жизни почвы по картинкам животных и человека СоСоставляют краткий рассказ ставление рассказа об обраоб обработке земли по карботке земли тинкам Рассматривание образцов Рассматривают образцы почпочвы вы Показ видов почвы Показывают виды почвы на Простейшие свойства почвы, картинке их значение для растений Слушают о простейших Способы обработки почвы: свойства почвы, рыхление, полив и т. д. их значение для растений Практическая работа с песком Изучают способы обработки и глиной почвы: рыхление, полив и т. д. Чтение текста по картинке Составление рассказа о глине Выполняют практическую Ответы на вопросы работу с песком и глиной с помощью учителя Читают часть текста Составляют краткий рассказ о глине по картинке Отвечают на вопросы кратко Чтение текста. Читают часть текста. Рассматривание разнообразРассматривают разнообразные Рассматривают рисунки Отвечают на вопросы Рассматривают глобус Находят моря и суши Читают текст о почве Отвечают на вопросы полным предложением Рассматривают образцы почвы Показывают виды почвы Знакомятся со свойствами почвы, её составом, значением для жизни животных и человек в натуральном виде в естественных условиях Составляют рассказ об обработке земли Рассматривают образцы почвы Показывают виды почвы на картинке Читают о простейших свойства почвы, их значение для растений Изучают способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. в натуральном виде в естественных условиях Выполняют практическую работу с песком и глиной Читают текст Составляют рассказ о глине Отвечают на вопросы полным предложением Читают текст. Рассматривают разнообразные камни. 17 Рельеф Горы и равнины 1 18 Домашние животные 1 ных камней. камни. Ответы на вопросы. Отвечают на вопросы кратко. Рассматривание изделий из Рассматривают изделия из поподелочных и драгоценных делочных и драгоценных камкамней. ней. Просмотр видео. Просматривают видео. Составление рассказа о камСоставляют краткий рассказ о нях камнях по картинкам Просмотр видео о горах Просматривают видео о горах Нахождение и называние на Находят и показывают на картинке гор и равнин картинке горы и равнины Чтение текста учебника, Читают часть текста учебника ответы на вопросы Отвечают на вопросы кратко Сравнение гор, холмов, Сравнивают горы, холмы нахождение сходства и находят сходство различий Срисовывают горы и холмы в Зарисовка гор и холмов в рабочую тетрадь рабочей тетради Составляют рассказ о нашей Составление рассказа о нашей местности по картинке местности Живая природа. Животные - 3 часа Чтение текста о роли и значе- Читают часть текста о роли и ния домашних животных в значения домашних животных жизни человека в жизни человека Знакомство с работой челове- Знакомятся с работой человека по созданию новых, полез- ка по созданию новых, полезных для него пород животных ных для него пород животных Называние домашних животНазывают домашних животных по рисунку ных по рисунку Правила ухода за домашними Слушают о правилах ухода за животными домашними животными Рассказ о домашних животРассказывают о домашних ных: лошадь, овца, корова, животных: лошадь, овца, косвинья. Разведение человеком рова, свинья по картинкам домашних животных, уход за Рассказывают о разнообразии Отвечают на вопросы полным предложением. Рассматривают изделия из поделочных и драгоценных камней. Просматривают видео. Составляют рассказ о камнях Просматривают видео о горах Находят и называют горы и равнины на картинке Читают текст учебника Отвечают на вопросы полным предложением Сравнивают горы, холмы находят сходство и различия Зарисовывают горы и холмы в рабочей тетради Составляют рассказ о нашей местности Читают текст о роли и значения домашних животных в жизни человека Знакомятся с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных Называют домашних животных Читают о правилах ухода за домашними животными Рассказывают о домашних животных: лошадь, овца, корова, свинья. Рассказывают о разнообразии пород домашних животных по прочитанному 19 Птицы 20 Дикие птицы 21 Весна Растения весной 1 1 1 ними Разнообразие пород домашних животных Рассматривание рисунка Называние знакомых птиц Чтение текста о птицах Домашние птицы: курица, гусь, утка Внешний вид, повадки, забота о потомстве, уход за ними Развешивание кормушек для птиц пород домашних животных по картинкам Рассматривают рисунки Называют 3-4 знакомые птицы по картинке Читают часть текста о птицах Отвечают на вопросы кратко Слушают о домашних птицах: курица, гусь, утка Описывают внешний вид и правила уход за ними Развешивают кормушки для птиц Чтение текста о Читают часть текста о водоплавающих птицах (дикие водоплавающих птицах (дикие и домашние), с особенностями и домашние) их строения, приспособлением Знакомятся с особенностями к среде обитания их строения, приспособлением Нахождение на картинке к среде обитания по картинке диких птиц: утка, гусь, лебедь Находят на картинке 2-3 дикие Сравнение с домашними птицы утка, гусь, лебедь уткой и гусем Сравнивают с домашними Просмотр видео о лебедях уткой и гусем Рассказ о птицах Просматривают видео о лебедях Кратко рассказывают о птицах с помощью учителя Времена года. Весна - 3 часа Просмотр видео о признаках Просматривают видео о привесны знаках весны Определение признаков весны Определяют 3-4 признака веспо рисункам ны по рисункам Наблюдение за погодой Наблюдают за погодой Чтение рассказа о весне Читают часть рассказа о весне Рассматривают рисунки Называют 4-5 знакомых птиц Читают текст о птицах Отвечают на вопросы полным предложением Слушают о домашних птицах: курица, гусь, утка. Описывают внешний вид, повадки, заботу о потомстве и правила уход за ними Развешивают кормушки для птиц Читают текст о водоплавающих птицах (дикие и домашние), Знакомятся с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания Находят на картинке 3-4 дикие птицы утка, гусь, лебедь Сравнивают с домашними уткой и гусем Просматривают видео о лебедях Рассказывают о птицах Просматривают видео о признаках весны Определяют 4-5 признака весны Наблюдают за погодой Читают рассказ о весне Определяют названия месяца Обобщают представления о жизни расте- 22 Животные весной 1 23 Труд людей весной 1 Определение названия месяца по рисунку Обобщение и закрепление представлений о жизни растений весной Отработка названий весенних цветов Посев семян и уход за всходами Чтение рассказа Ответы на вопросы Выполнение заданий по учебнику Обобщение и закрепление представлений о жизни животных весной Составление рассказа по рисункам Рисование муравейника в тетради Название детенышей животных Чтение текста Рассматривание рисунка Ответы на вопросы Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе весной Называние весенних месяцев на картинках Чтение стихотворения о весне Составление рассказа о труде людей весной Определяют названия месяца по рисунку Обобщают представления о жизни растений весной Называют 3-4 весенних цветка по картинке Высевают семена и наблюдают за всходами ний весной Называют 3-4 весенних цветка в натуральном виде в естественных условиях Высевают семена и ухаживают за всходами Читают часть рассказа Отвечают на вопросы Выполняют задания по учебнику Обобщают представления о жизни животных весной по картинкам Составляют краткий рассказ по рисункам Срисовывают муравейник в тетрадь Называют 2-3 детенышей животных по картинке Читают часть текста Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы кратко Закрепляют представления о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе весной по учебнику Называют весенние месяцы по картинкам Читают часть стихотворения о весне Составляют рассказ о труде людей весной по картинкам и Читают рассказ Отвечают на вопросы Выполняют задания по учебнику Обобщают и закрепляют представления о жизни животных весной Составляют рассказ Рисуют муравейник в тетради Называют 3-4 детенышей животных Читают текст Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы полным предложением Закрепляют представления о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе весной по учебнику Называют весенние месяцы Читают стихотворение о весне Составляют рассказ о труде людей весной по картинкам 26 Человек Мозг человека 1 27 Режим дня 1 28 Охрана природы 1 с помощью наводящих вопросов учителя Живая природа. Человек – 4 часа Показ частей тела человека Показывают части тела челоЧтение рассказа века на картинке Ответы на вопросы Читают часть рассказа Выполнение практических за- Отвечают на вопросы кратко даний Выполняют практические заОбъяснение и показ непрадания с помощью учителя вильного поведения по карПоказывают неправильное потинке ведение по картинке Проговаривание правил проЧитают правила профилактифилактики травм головного ки травм головного мозга мозга Рассматривание схемы Рассматривают схемы Называние частей суток Называют части суток по Закрепление знаний о режиме картинке дня Закрепляют знания о режиме Чтение текста о режиме дня дня Ответы на вопросы Читают часть текста о режиме Составление рассказа о дня разнообразии часов Отвечают на вопросы кратко Изучение таблицы-режима Составляют рассказ о часах дня Рассказывают о правильном Рассказ о предупреждении чередовании труда и отдыха с перегрузок, правильном помощью наводящих чередование труда и отдыха вопросов Чтение текста Читают часть текста Ответы на вопросы Отвечают на вопросы Рассматривание рисунка Рассматривают рисунок Обсуждение состояния Обсуждают состояния природы и ее влияние на природы и ее влияние на здоровье человека здоровье человека Сравнение рисунков Отвечают на вопросы кратко Ответы на вопросы Расширяют представления о Показывают части тела человека на картинке Читают часть рассказа Отвечают на вопросы полным предложением Выполняют практические задания с помощью учителя Показывают и объясняют неправильное поведение Проговаривают правила профилактики травм головного мозга Рассматривают схемы Называют части суток Закрепляют знания о режиме дня Читают текст о режиме дня Отвечают на вопросы полным предложением Составляют рассказ о разнообразии часов Рассказывают о предупреждении перегрузок, правильном чередование труда и отдыха по картинкам Читают текст Отвечают на вопросы Рассматривают рисунок Обсуждают состояния природы и ее влияние на здоровье человека Сравнивают рисунки Отвечают на вопросы полным предложением 29 Зоопарки 1 30 Безопасное поведение дома и в школе 1 31 Правила дорожного движения Транспорт 1 Расширение представлений о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека Чтение текста Рассматривание картинки Называние известных животных Просмотр видео о зоопарках Запись понятия в тетрадь Составление рассказа о занятиях людей, работающих в заповедниках, лесничествах Словарная работа (заповедник, лесничество) необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека Читают часть текста Рассматривают картинки Называют 3-4 известных животных по картинкам Просматривают видео о зоопарках Составляют рассказ о занятиях людей, работающих в заповедниках, лесничествах с помощью учителя Работают с опорными словами (заповедник, лесничество), составляют словосочетания Безопасное поведение – 2 часа Чтение текста Читают часть текста Рассматривание рисунка Рассматривают рисунки Рассказ о правилах поведеРассказывают о правилах пония и безопасности дома и в ведения и безопасности дома школе и в школе по картинкам Чтение стихотворение Читают часть стихотворение Чтение и запоминание телеЧитают и запоминают телефонов экстренных служб фоны экстренных служб Чтение текста о правилах поЧитают часть текста о правиведения на улице лах поведения на улице Изучение ПДД: сигналы свеПовторяют ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, тофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка правила нахождения ребенка на улице (сопровождение на улице (сопровождение взрослым, движение по тровзрослым, движение по тротуару, переход улицы по петуару, переход улицы по пе- Расширяют представления о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека Читают текст Рассматривают картинки Называют 4-5 известных животных Просматривают видео о зоопарках Составляют рассказ о занятиях людей, работающих в заповедниках, лесничествах по картинкам Работают с опорными словами (заповедник, лесничество), составляют словосочетания и предложения Читают текст Рассматривают рисунки Рассказывают о правилах поведения и безопасности дома и в школе Читают стихотворение Читают и называют телефоны экстренных служб Читают текста о правилах поведения на улице Повторяют ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу) Рассматривают рисунки шеходному переходу) Рассматривание рисунка Правила безопасного поведения в общественном транспорте Показ и называние разных транспортных средств на фото Чтение стихотворения о разных транспортных средствах 32 Лето Растения летом 1 33 Животные летом 1 шеходному переходу) Рассматривают рисунки Повторяют правила безопасного поведения в общественном транспорте по картинкам Показывают и называют разные транспортные средства на фото Читают часть стихотворения о разных транспортных средствах Времена года. Лето - 3 часа Рассматривание рисунка Рассматривают рисунки Называние признаков лета Называют 3-4 признака лета Рассказ по схеме о влиянии по картинкам солнца Рассказывают по схеме о Чтение рассказа влиянии солнца Ответы на вопросы Читают часть рассказа Сравнение рисунков Отвечают на вопросы Называние деревьев по фото Сравнивают рисунки Зарисовка фруктов и цветов Называют 2-3 дерева по фото по памяти Раскрашивают фрукты и цвеЧтение стихотворения ты по памяти Составление рассказа о расте- Читают часть стихотворения ниях леса летом Составляют рассказ о растеОбобщение и закрепление ниях леса летом по картинкам представлений о жизни расте- Обобщают представления о ний летом жизни растений летом по картинкам Рассматривание рисунков Рассматривают рисунки Нахождение и показ известНаходят 3-4 известных животных животных ных по картинке Называние детенышей живот- Называют 3-4 детенышей жиных вотных по картинке Составление рассказа о звере Составляют рассказ о звере по Повторяют правила безопасного поведения в общественном транспорте Показывают и называют разные транспортные средства Читают стихотворение о разных транспортных средствах Рассматривают рисунки Называют 4-5 признаков лета Рассказывают по схеме о влиянии солнца Читают рассказ Отвечают на вопросы Сравнивают рисунки Называют 3-4 дерева Зарисовывают фрукты и цветы по памяти Читают стихотворение Составляют рассказ о растениях леса летом Обобщают представления о жизни растений летом по памяти Рассматривают рисунки Находят 4-5 известных животных Называют 3-4 детенышей животных Составляют рассказ о звере по плану Рассказывают о домашних животных по рисунку 34 Труд людей летом Безопасные летние каникулы 1 по плану Рассказ о домашних животных по рисунку Обобщение и закрепление представлений о жизни животных летом Рассматривание картинок Чтение рассказа Ответы на вопросы Составление рассказа Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе летом Чтение стихотворения Проговаривание правил купания и нахождения на солнце Выполнение заданий по учебнику Зарисовка любимого времени года картинке Рассказывают о домашних животных по рисунку Закрепляют представления о жизни животных летом Закрепляют и обобщают представления о жизни животных летом Рассматривают картинки Читают часть рассказа Отвечают на вопросы Составляют рассказ Закрепляют представления о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе летом Читают часть стихотворения Проговаривают 2-3 правила купания и нахождения на солнце Выполняют задания по учебнику Срисовывают любимое время года Рассматривают картинки Читают рассказ Отвечают на вопросы Составляют рассказ Закрепляют представления о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе летом Читают стихотворение Проговаривают 2-3 правила купания и нахождения на солнце Выполняют задания по учебнику Зарисовывают любимое время года