МИНИСТЕРСТВОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Отдел по образованию и молодежной политике администрации Котовского муниципального района МКОУ Попковская СШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Методический совет Педагогический совет Директор школы: Протокол №4 от «30» августа 2024 г. Протокол №4 от «30» августа 2024 г. Е.М. Матвеева Приказ №86 от «30» августа 2024 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Природоведение» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением) 5-6 классов х. Попки 2024 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение" разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», Федеральной рабочей программой по учебному предмету "Биология" (VII-IX классы), адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ СШ №3, утвержденной приказом МАОУ СШ №3 от 30.08.2023 №190 Рабочая программа предусматривает изучение природоведения в 5 классе – 2 часа в неделю, в 6 классе – 2 часа в неделю. Общее число учебных часов за период обучения с 5 по 6 класс составляет 136 часов. Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников: - Лифанова Т.М. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адап. основные общеобразоват. программы/Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. -2-е изд.-М., Просвещение, 2020 - Лифанова Т.М. Природоведение. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адап. основные общеобразоват. программы/Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. -2-е изд.-М.: Просвещение, 2020 Курс "Природоведение" ставит своей целью расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний. Основными задачами реализации курса "Природоведение" являются: - формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе; - демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой; - формирование специальных и общеучебных умений и навыков; - воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; - воспитание социально значимых качеств личности. В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. Первые природоведческие знания умственно отсталые обучающиеся получают в дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной коррекционной образовательной организации формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека. Курс "Природоведение" не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных на I этапе, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них. Программа курса «Природоведение» состоит из шести разделов: «Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек». При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами (узнают названия планет), историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. В разделе «Наш дом - Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов. Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V классе и готовит учащихся к усвоению курса географии. Учащиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например, Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, крупные города или другие объекты по усмотрению учителя в зависимости от региона). Изучение данного материала имеет ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте. При проведении уроков используется глобус и физическая карта (принципы ее построения не раскрываются) для демонстрации территории России, крупных форм рельефа, морей и рек. При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в I—IV классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Обращается внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показывается взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании указываются представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени отводится на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями идет опора на личный опыт учащихся, воспитание экологической культуры, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту. Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков. Завершают курс обобщающие уроки, на которых систематизируются знания о живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение». Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого рабочей программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках. Рабочая программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала (живой мир, чтение, ИЗО, ручной труд), а также те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, профильный труд). В рабочей программе заложен принцип коррекционной направленности обучения, т. е. особое внимание обращается на коррекцию недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями и направлена на развитие у учащихся наблюдательности, памяти, воображения, речи и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи и зависимости. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Природоведение» К личностным результатам относятся: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) формирование готовности к самостоятельной жизни Предметные результаты освоения учебного предмета "Природоведение". Минимальный уровень: - узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; - представление о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; - отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса); - называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые); - соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека; - соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); - выполнение несложных заданий под контролем педагогического работника; - адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагогического работника. Достаточный уровень: - узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных - - условиях, знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагогического работника; представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер - травянистое дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медонос, растение, цветущее летом); называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; участие в беседе, обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; выполнение здания без текущего контроля педагогического работника (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы обучающихся, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями. Содержание учебного предмета Природоведение Рабочая программа по природоведению состоит из шести разделов: «Вселенная», «Наш дом — Земля», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек», «Есть на Земле страна Россия». 5 класс. Введение(2ч) Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы. Вселенная (6ч) Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе. Наш дом — Земля. Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле. Воздух и его охрана.(8ч) Состав воздуха. Значение для жизни на Земле. Полезные ископаемые. (15ч.) Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи. Вода. (13ч) Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. Поверхность суши. (7ч.) Равнины, горы, холмы, овраги. Почва (охрана почвы). Свойства почвы. Есть на Земле страна - Россия (13ч) Россия — Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток (или другие города по усмотрению учителя). Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира России и своего края. Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. Заповедники. Заказники. Охрана природы. Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. 6 класс Введение (1ч) Растительный мир Земли (17ч.) Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Деревья, кустарники, травы. Части растения. Дикорастущие и культурные растения. Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница. Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания. Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение. Береги растения (Почему нужно беречь растения. Красная книга). Практические работы: Зарисовки деревьев, кустарников, трав. Выделение составных частей (органов) растений. Изготовление гербариев отдельных растений. Сезонные наблюдения за растениями. Зарисовка растений в разные времена года. Игры на классификацию растений по месту произрастания. Уход за комнатными растениями. Приготовление отвара лекарственных трав. Экскурсии в парк, сквер. Животный мир Земли(34ч.) Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания. Охрана животных. Заповедники. Красная книга. Практические работы: Зарисовки животных разных групп. Выделение главных частей (органов) тела. Наблюдения за животными в разное время года. Зарисовка животных в разные времена года. Игры на классификацию животных по месту обитания. Уход за домашним питомцем. Экскурсии в зоопарк, зоологический музей. Человек(13ч.) Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.). Осанка (гигиена, костно-мышечная система). Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Тематическое планирование учебного предмета «Природоведение» Тема Кол-во часов Введение (2 ч.) 1 Что такое природоведение? 1ч 2 Предметы и явления неживой и живой природы. Вселенная (6 ч.) Небесные тела: планеты, звезды Солнце. Солнечная система. Исследование космоса. Полеты в космос. Смена дня и ночи. Смена времен года. Воздух и его охрана (8ч) Планета Земля. Оболочки Земли. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха. Давление и движение воздуха. Температура воздуха. Термометр. Движение воздуха в природе. Ветер. Воздух, его состав. Кислород, его значение и применение Углекислый газ, его значение. Охрана воздуха Полезные ископаемые (15ч) Полезные ископаемые. Виды, способы добычи Полезные ископаемые в качестве строительных материалов. Гранит. Известняк. Песок. Глина Горючие полезные ископаемые. Торф. Каменный уголь Добыча и использование каменного угля. Нефть. Добыча нефти и её использование. Природный газ. Добыча и использование Черные металлы. Сталь. Чугун. Цветные металлы. Алюминий. 1ч 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Примечание 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Цветные металлы. Медь. Драгоценные металлы Охрана полезных ископаемых. Обобщающий урок «полезные ископаемые» Вода (13ч) Вода в природе. Её роль в питании организмов. Свойства воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка воды. Три состояния воды. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. Замерзание. Работа воды в природе. Значение воды в природе и использование человеком. Вода в природе. Круговорот воды. Воды суши: реки, ручьи. Озёра, пруды, болота, водохранилища. Моря и океаны. Охрана воды. Поверхность суши (7ч.) Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги Поверхность суши. Горы. Почва-верхний слой земли. Состав почвы. Разнообразие почв. Плодородие. Обработка почвы. Охрана почвы. Обобщающий урок на тему: «Поверхности суши.» Место России на земном шаре. Знакомство с картой. Моря и океаны, омывающие берега России. Равнины и горы на территории нашей страны. Реки и озёра России. Москва — столица России Достопримечательности Москвы. Санкт-Петербург Города Золотого кольца России. Ярославль, Владимир; Ростов Великий. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Новосибирск, Владивосток. Население нашей страны. Обобщающий урок на тему: «Неживая природа» Повторение темя «Оболочки Земли – Литосфера» Повторение темя «Оболочки Земли – Атмосфера» Повторение темя «Оболочки Земли – Гидросфера» ПОВТОРЕНИЕ Промежуточная аттестация Итого 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 68 ч. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА Цифровые компоненты учебно-методических комплексов по всем разделам курса биологии ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Интерактивная доска Smart Проектор на кронштейне Компьютер Графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных). Принтер УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ Комплект оборудования для комнатных растений Лупа ручная Микроскоп световой школьный Термометр наружный Тонометр МОДЕЛИ ОСТЕОЛОГИЧЕСКИЕ Скелет человека Череп человека МОДЕЛИ РЕЛЬЕФНЫЕ Набор моделей по строению органов человека НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп МИКРОПРЕПАРАТЫ Набор микропрепаратов по зоологии Набор микропрепаратов по общей биологии