МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет по образования,науки и молодежной политики Волгоградской области Отдел по образованию и молодежной политики администрации Котовского муниципального района МКОУ Попковская СШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Методический совет Педагогический совет Директор школы ________________________ _______________________ _______________________ Протокол №4 августа2024 г. Протокол №4 августа2024 г. Е. М. Матвеева Приказ №86 от «30» августа2024 г. от «30» от «30» Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением) учебного предмета «Музыка» для обучающихся 1 – 4 классов х. Попки2024 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основе школьной адаптированной основной общеобразовательной программы. Цель ― Основная цель обучения музыке детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе, приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры. Основные задачи реализации содержания предмета Музыка: - Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению. - Развитие интереса к музыкальному искусству. - Формирование простейших эстетических ориентиров. Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью и адаптированной основной образовательной программы школы и ориентирована на работу по учебнометодическому комплекту: Учебники 1. Музыка: Учеб.для учащихся 3 кл. нач. шк./Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2001. 2. Музыка: Учеб.для учащихся 4 кл. нач. шк./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2001. 3. Музыка: Учеб.для учащихся 5 кл. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2001. Рабочие тетради, используемые учителем в качестве раздаточного материала: 1. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Рабочая тетрадь «Музыка. 3 класс». / Москва. Изд. «Просвещение», 2012. 2. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Рабочая тетрадь «Музыка. 4 класс». / Москва. Изд. «Просвещение», 2012. Фонохрестоматии по предмету 1. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс». Изд. «Просвещение», 2009. 2. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 4 класс». Изд. «Просвещение», 2009. 3. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс». Изд. «Просвещение», 2009. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание обучения имеет практическую направленность: подготовить учащихся к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения учебным предметом. Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА с учетом особенностей его освоения обучающимися Основной формой музыкально-эстетического воспитания в школе для обучающихся с умственной отсталостью являются уроки музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку. Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств обучающегося, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы: - художественность и культурообразность содержания; - коррекционная направленность обучения; - оптимистическая перспектива образования; - индивидуализация и дифференциация процесса обучения; — комплексное обучение на основе передовых психолого-медикопедагогических технологий. Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений. Наряду с освоением обучающимся нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ребенку вспомнить полюбившиеся песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению. 3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет «Музыка» входит в базисную часть учебного плана и является его неотъемлемой частью. Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений. Программой на изучение музыки в 5 классах выделяется 34 ч. (1 ч в неделю, 34 учебные недели). С учетом специфики нашего образовательного учреждения реализуется программа по музыке (автор И.В.Евтушенко, 2011 год). В настоящей рабочей программе на уроки «Музыка» в 2023-2024 учебном году отводится 34 недели, 34 часа Класс 1 четверть 2 четверть 3 четверть 5 9 7 10 Название раздела тематического плана для 5 класса 4 четверть 8 Итого за год 34 Кол-во часов 1 Раздел I. Что такое музыка? 9 2 Раздел II. Русская и зарубежная музыка 7 3 Раздел III. Музыка и изобразительное искусство 10 4 Раздел IV. Можем ли мы услышать музыку 8 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты: 1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину. 2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 4. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. 5.Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей 6. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. 7. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. 8. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 9. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты: Достаточный уровень: - самостоятельно исполнять разученные детские песни; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо); - иметь представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель,гармонь, трещетка, деревянные ложки,басбалалайка); - иметь представления об особенностях мелодического голосоведения(плавно, отрывисто, скачкообразно); - петь хором, выполняя требования художественного исполнения; - ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера; - исполнять выученные песни без музыкального сопровождения, самостоятельно; - различать разнообразные по характеру и звучанию песни, марши, танцы; - владеть элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи. Минимальный уровень: - определять характер и содержание знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой; - иметь представления о некоторых музыкальных инструментах и ихзвучании (труба, баян, гитара); - петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); - выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученныепеснис простейшими элементами динамических оттенков; - одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу; - правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и в середине слов; - правильно передавать мелодию в диапазоне ре1-си1; - различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание песни; - различать песню, танец, марш; - умение передавать ритмический рисунок попевок (хлопками, на металлофоне, голосом); - определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные); - владеть элементарными представлениями о нотной грамоте. Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. Обучающиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. Кроме того, в классе ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, участию в олимпиадах, конкурсах разного уровня. Базовые учебные действия. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию базовых учебных действий, которые формируют у обучающихся осознанное отношение к обучению и содействуют становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. Коммуникативные учебные действия: 1. Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем. 2. Умение обращаться за помощью и принимать помощь. 3. Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. 4. Умение сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. 5. Умение доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. Регулятивные учебные действия 1. Умение ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения). 2. Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. 3. Умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников. 4. Умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия 1. Умение пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями. 2. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно- пространственную организацию 3. Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно- следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. 4. Применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач. 5. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. 5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Восприятие музыки: Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр. Слушание музыки: ― овладение умением спокойно слушать музыку ― развитие эмоциональной отзывчивости на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру; ― развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения; ― развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения; ― развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; ― знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и т. д.) Хоровое пение. Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни и пр. Навык пения: ― обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки; ― работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; ― пение коротких попевок на одном дыхании; ― формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания ― активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально; ― развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения; ― дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии; ― развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного; ― развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него; ― пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко); ― укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1. Элементы музыкальной грамоты - Закрепление знаний, полученных в 3—4 классах. - Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, скрипичный ключ, счет линеек, добавочные линейки, запись нот на линейках и между ними. - Графическое изображение нот на нотном стане в диапазоне до 1 — соль 1. - Ознакомление с условной записью длительностей: долгий звук — целая нота, половинный звук — половина, короткий звук — четверть. Игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторовклассиков и современных авторов. Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс. Содержание: обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки и др.); Виды деятельности: - освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкальнопластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; 1) владение элементами музыкальной культуры, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарные эстетические суждения; 2) элементарный опыт музыкальной деятельности. 3) развитие слуховых и двигательных восприятий, певческих, хоровых умений, освоение игры на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкальнотанцевальных, вокальных и инструментальных выступлений: интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах); умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения; освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах; умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре. 4) готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях: умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности; стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности; умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях. 6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ произведений 11 «Хоровая музыка» Работа с видео энциклопедией Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений 1 Работа с видео энциклопедией «Русская и зарубежная хоровая музыка» Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Работа с видео энциклопедией «Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила»» Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Работа в группах по карточкамзаданиям 14 «Опера М.И.Глинки «Жизнь за Царя» Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Работа в группах по карточкамзаданиям 1 15 «Лирическая опера Н.А.Римского Корсакова «Снегурочка» Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Работа в группах по карточкамзаданиям 1 16 «Русская духовная музыка»» Контрольный урок за 2 четверть Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Работа с видео энциклопедией 1 12 13 Итого: 1 1 17 «Балет в опере М.И.Глинки «Жизнь за Царя» 18 «Можем ли мы увидеть музыку? И.Стравинский. Балет Петрушка 19 20 21 «Сказка и музыка» 23 «Басня и музыка» 24 «Рассказ и музыка» (Пришвин – Э.Григ «Корзина с еловыми шишками») 26 1 1 Работа с видео энциклопедией Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений «П.И.Чайковский. 1 Работа по индивидуальным Балет «Щелкунчик» карточкам-заданиям Исполнение вокального материала Слушание объяснений учителя. «С.С.Прокофьев. Слушание и анализ музыкальных 1 Балет «Золушка» произведений «Музыка звучит в Слушание объяснений учителя. литературе – А.Пушкин - Слушание и анализ музыкальных Н.А.Римского - Корсаков произведений 1 «Сказка о царе Салтане» Работа с видео энциклопедией Исполнение вокального материала 22 25 Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Работа в группах по карточкамзаданиям Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений «Кино и музыка» Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Работа с видео энциклопедией Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений 1 1 1 1 Работа с видео энциклопедией Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных «Музыкальная угадайка» 1 произведений Исполнение вокального материала 27 28 29 30 Итого Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных «Образы живописи в произведений музыке» Анализ репродукций картин художников Исполнение вокального материала Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных «Образы духовной произведений живописи в музыке» Анализ репродукций картин художников Слушание объяснений учителя. «Музыкальный портрет» Слушание и анализ музыкальных произведений Анализ репродукций картин художников Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений «Пейзаж в музыке» Анализ репродукций картин 1 1 1 1 художников 31 32 33 Работа с видео энциклопедией Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных «Музыкальная живопись произведений Анализ репродукций картин сказок и былин» художников «Музыка в произведениях изобразительного искусства» «Тема Родины в искусстве» 1 Работа с видео энциклопедией Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Работа по индивидуальным 1 карточкам-заданиям Исполнение вокального материала Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений 1 Анализ репродукций картин художников Работа с видео энциклопедией 34 Слушание объяснений учителя. Работа по индивидуальным Контрольное годовое карточкам-заданиям тестирование Работа с видео энциклопедией Итого:34 часа Всего за 2023-2024 уч. год 1 7.Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Музыка» включает: - книгопечатную продукцию: хрестоматии с нотным материалом; - сборники песен и хоров; методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки); книги о музыке и музыкантах; научно-популярная литература по искусству; справочные пособия, энциклопедии; - печатные пособия: таблицы, нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности; схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре графические партитуры; портреты композиторов; портреты исполнителей; атласы музыкальных инструментов; - альбомы с демонстрационным материалом; - дидактический раздаточный материал: карточки с признаками характера звучания; карточки с обозначение возможностей различных музыкальных средств; карточки с обозначением исполнительских средств выразительности; - информационно-коммуникационные средства: электронные библиотеки по искусству; игровые компьютерные программы по музыкальной тематике; - технические средства обучения: телевизор,компьютер. - экранно-звуковые пособия: аудиозаписи, фонохрестоматии по музыке; - видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов; различные музыкальные видеофильмы с записями выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов; известных хоровых и оркестровых коллективов, фрагментов из мюзиклов;