Музыка 5 класс ЛУО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по образования,науки и молодежной политики Волгоградской
области
Отдел по образованию и молодежной политики администрации
Котовского муниципального района
МКОУ Попковская СШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методический совет

Педагогический совет

Директор школы

________________________

_______________________

_______________________

Протокол №4
августа2024 г.

Протокол №4
августа2024 г.

Е. М. Матвеева
Приказ №86 от «30»
августа2024 г.

от

«30»

от

«30»

Адаптированная рабочая программа
для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальным нарушением)
учебного предмета «Музыка»
для обучающихся 1 – 4 классов

х. Попки2024

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса составлена в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и на основе школьной адаптированной основной общеобразовательной
программы.
Цель ― Основная цель обучения музыке детей с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и
заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими
социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе,
приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Основные задачи реализации содержания предмета Музыка:
- Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих
адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению.
- Развитие интереса к музыкальному искусству.
- Формирование простейших эстетических ориентиров.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными
положениями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью и адаптированной основной
образовательной
программы
школы
и
ориентирована
на
работу по
учебнометодическому комплекту:
Учебники
1.
Музыка: Учеб.для учащихся 3 кл. нач. шк./Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева,
Т.С. Шмагина. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2001.
2.
Музыка: Учеб.для учащихся 4 кл. нач. шк./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева,
Т.С. Шмагина. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2001.
3.
Музыка: Учеб.для учащихся 5 кл. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.
Шмагина. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2001.
Рабочие тетради, используемые учителем в качестве раздаточного материала:
1.
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Рабочая тетрадь «Музыка. 3
класс». / Москва. Изд. «Просвещение», 2012.
2.
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Рабочая тетрадь «Музыка. 4
класс». / Москва. Изд. «Просвещение», 2012.
Фонохрестоматии по предмету
1.
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Фонохрестоматия
музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс». Изд. «Просвещение», 2009.
2.
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Фонохрестоматия
музыкального материала к учебнику «Музыка. 4 класс». Изд. «Просвещение», 2009.
3.
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Фонохрестоматия
музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс». Изд. «Просвещение», 2009.

Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня
общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной
адаптации. Содержание обучения имеет практическую направленность: подготовить
учащихся к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в
условиях современного производства. В программе принцип коррекционной
направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и
средства исправления недостатков общего, речевого, и нравственного воспитания
умственно отсталых детей в процессе овладения учебным предметом. Обучение
умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное
состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА с учетом
особенностей его освоения обучающимися
Основной формой музыкально-эстетического воспитания в школе для
обучающихся с умственной отсталостью являются уроки музыки. В процессе занятий
у
учащихся
вырабатываются
необходимые
вокально-хоровые
навыки,
обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают
первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных
жанрах, учатся воспринимать музыку.
Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств обучающегося,
адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению
заложены следующие принципы:
- художественность и культурообразность содержания;
- коррекционная направленность обучения;
- оптимистическая перспектива образования;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
—
комплексное обучение на основе передовых психолого-медикопедагогических технологий.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в
структуре аномального развития личности ребенка; оценивать уровень развития
музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
Наряду с освоением обучающимся нового материала важнейшей задачей учителя
становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ребенку
вспомнить полюбившиеся песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в
программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем
возвращаться к их исполнению.
3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Музыка» входит в базисную часть учебного плана и является его
неотъемлемой частью.
Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном,
способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует

многие психические процессы, является эффективным средством преодоления
невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.
Программой на изучение музыки в 5 классах выделяется 34 ч. (1 ч в неделю, 34
учебные недели). С учетом специфики нашего образовательного учреждения
реализуется программа по музыке (автор И.В.Евтушенко, 2011 год).
В настоящей рабочей программе на уроки «Музыка» в 2023-2024 учебном году
отводится 34 недели, 34 часа
Класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

5

9

7

10

Название раздела тематического плана для 5
класса

4 четверть
8

Итого за год
34

Кол-во часов

1 Раздел I. Что такое музыка?

9

2 Раздел II. Русская и зарубежная музыка

7

3 Раздел III. Музыка и изобразительное искусство

10

4 Раздел IV. Можем ли мы услышать музыку

8

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные
результаты:
1.
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости
за свою Родину.
2.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
3.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире.
4.
Владение навыками коммуникации и
принятыми
нормами
социального взаимодействия.
5.Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
6.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.
7.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
8.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
9.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Достаточный уровень:
- самостоятельно исполнять разученные детские песни; знание динамических
оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
- иметь представления о народных музыкальных инструментах и их звучании
(домра, мандолина, баян, гусли, свирель,гармонь, трещетка, деревянные
ложки,басбалалайка);
- иметь представления об особенностях мелодического голосоведения(плавно,
отрывисто, скачкообразно);
- петь хором, выполняя требования художественного исполнения;
- ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;
- исполнять
выученные
песни
без
музыкального
сопровождения,
самостоятельно;
- различать разнообразные по характеру и звучанию песни, марши, танцы;
- владеть
элементами музыкальной грамоты, как средства осознания
музыкальной речи. Минимальный уровень:
- определять характер и
содержание
знакомых музыкальных
произведений, предусмотренных Программой;
- иметь представления о некоторых музыкальных инструментах и ихзвучании
(труба, баян, гитара);
- петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
- выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученныепеснис
простейшими элементами динамических оттенков;
- одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать
друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу;
- правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить
согласные звуки в конце и в середине слов;
- правильно передавать мелодию в диапазоне ре1-си1;
- различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание песни;
- различать песню, танец, марш;
- умение передавать ритмический рисунок попевок (хлопками, на металлофоне,
голосом);
- определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные
произведения
(веселые, грустные и спокойные);
- владеть элементарными представлениями о нотной грамоте.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. Обучающиеся
будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. Кроме того, в
классе ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку
к урокам, участию в олимпиадах, конкурсах разного уровня.

Базовые учебные действия.
На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по
формированию базовых учебных действий, которые формируют у обучающихся
осознанное отношение к обучению и содействуют становлению ученика как субъекта
осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Коммуникативные учебные действия:
1.
Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем.
2.
Умение обращаться за помощью и принимать помощь.
3.
Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных
видах деятельности и быту.
4.
Умение сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях. 5.
Умение
доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно взаимодействовать с людьми.
Регулятивные учебные действия
1.
Умение ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного
помещения).
2.
Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
3.
Умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать
свои действия и действия одноклассников.
4.
Умение соотносить свои действия и их результаты с заданными
образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия
1.
Умение пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.
2.
Дифференцированно воспринимать
окружающий
мир, его
временно- пространственную организацию
3.
Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно- следственных
связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.
4.
Применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и
для решения познавательных и практических задач.
5.
Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме

следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение,
элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского
оркестра.
Содержание программного материала уроков состоит из элементарного
теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных
произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.
Восприятие музыки:
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры;
музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных
явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр.
Слушание музыки:
― овладение умением спокойно слушать музыку
― развитие эмоциональной отзывчивости на произведения различных
музыкальных жанров и разных по своему характеру;
― развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального
произведения;
― развитие умения определять разнообразные по форме и характеру
музыкальные произведения;
― развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; ―
знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (домра, мандолина, баян,
свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и т. д.) Хоровое пение.
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры;
музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать
знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии,
короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего
режима по отношению к детскому голосу
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных
явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни,
колыбельные песни и пр.
Навык пения:
― обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение
корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы,
устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
― работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого,
одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни;
― пение коротких попевок на одном дыхании;
― формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания
― активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного

интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально; ―
развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения;
― дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии;
― развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии
(веселого, грустного, спокойного;
― развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с
педагогом и без него;
― пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах
mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко);
― укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1.
Элементы музыкальной грамоты
- Закрепление знаний, полученных в 3—4 классах.
- Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, скрипичный ключ, счет
линеек, добавочные линейки, запись нот на линейках и между ними. - Графическое
изображение нот на нотном стане в диапазоне до 1 — соль 1.
- Ознакомление с условной записью длительностей: долгий звук — целая нота,
половинный звук — половина, короткий звук — четверть.
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения
композиторовклассиков и современных авторов. Жанровое разнообразие: марш,
полька, вальс. Содержание: обучение игре на ударно-шумовых инструментах
(маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки и др.); Виды деятельности:
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе,
жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном
фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и
зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с
другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с
ориентацией
на
нотную
запись),
инструментальном
музицировании,
музыкальнопластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых
произведений;
1) владение элементами музыкальной культуры, интерес к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности, элементарные эстетические суждения; 2)
элементарный опыт музыкальной деятельности.
3)
развитие слуховых и двигательных восприятий, певческих, хоровых
умений, освоение игры на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и
практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр,
музыкальнотанцевальных, вокальных и инструментальных выступлений: интерес к
различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку,
игра на музыкальных инструментах); умение слушать музыку и выполнять
простейшие танцевальные движения; освоение приемов игры на музыкальных

инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах; умение
узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.
4)
готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях: умение
проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной
музыкальной деятельности; стремление к совместной и самостоятельной музыкальной
деятельности; умение использовать полученные навыки для участия в представлениях,
концертах, спектаклях.

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

произведений

11

«Хоровая музыка»

Работа с видео энциклопедией
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ музыкальных
произведений

1

Работа с видео энциклопедией

«Русская и зарубежная
хоровая музыка»

Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ музыкальных
произведений
Работа с видео энциклопедией

«Опера М.И.Глинки
«Руслан и Людмила»»

Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ музыкальных
произведений
Работа в группах по
карточкамзаданиям

14

«Опера М.И.Глинки
«Жизнь за Царя»

Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ музыкальных
произведений
Работа в группах по
карточкамзаданиям

1

15

«Лирическая опера
Н.А.Римского Корсакова
«Снегурочка»

Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ музыкальных
произведений
Работа в группах по
карточкамзаданиям

1

16

«Русская духовная
музыка»»
Контрольный урок за
2 четверть

Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ музыкальных
произведений
Работа с видео энциклопедией

1

12

13

Итого:

1

1

17

«Балет в опере
М.И.Глинки «Жизнь
за Царя»

18

«Можем ли мы увидеть
музыку?
И.Стравинский. Балет
Петрушка

19

20

21

«Сказка и музыка»

23

«Басня и музыка»

24

«Рассказ и музыка»
(Пришвин – Э.Григ
«Корзина с еловыми
шишками»)

26

1

1

Работа с видео энциклопедией

Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ музыкальных
произведений
«П.И.Чайковский.
1
Работа по индивидуальным
Балет «Щелкунчик»
карточкам-заданиям
Исполнение вокального материала
Слушание объяснений учителя.
«С.С.Прокофьев.
Слушание и анализ музыкальных
1
Балет «Золушка»
произведений
«Музыка звучит в
Слушание объяснений учителя.
литературе – А.Пушкин - Слушание и анализ музыкальных
Н.А.Римского - Корсаков произведений
1
«Сказка о царе Салтане» Работа с видео энциклопедией
Исполнение вокального материала

22

25

Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ музыкальных
произведений
Работа в группах по
карточкамзаданиям
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ музыкальных
произведений

«Кино и музыка»

Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ музыкальных
произведений
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ музыкальных
произведений
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ музыкальных
произведений
Работа с видео энциклопедией
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ музыкальных
произведений

1

1

1

1

Работа с видео энциклопедией
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ музыкальных
«Музыкальная угадайка»
1
произведений
Исполнение вокального материала

27

28

29

30

Итого
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ музыкальных
«Образы живописи в
произведений
музыке»
Анализ репродукций картин
художников
Исполнение вокального материала
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ музыкальных
«Образы духовной
произведений
живописи в музыке»
Анализ репродукций картин
художников
Слушание объяснений учителя.
«Музыкальный портрет» Слушание и анализ музыкальных
произведений
Анализ репродукций картин
художников
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ музыкальных
произведений
«Пейзаж в музыке»
Анализ репродукций картин

1

1

1

1

художников

31

32

33

Работа с видео энциклопедией
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ музыкальных
«Музыкальная живопись произведений
Анализ репродукций картин
сказок и былин»
художников

«Музыка в
произведениях
изобразительного
искусства»

«Тема Родины в
искусстве»

1

Работа с видео энциклопедией
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ музыкальных
произведений
Работа по индивидуальным
1
карточкам-заданиям
Исполнение вокального материала
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ музыкальных
произведений
1
Анализ репродукций картин
художников
Работа с видео энциклопедией

34

Слушание объяснений учителя.
Работа по индивидуальным
Контрольное годовое
карточкам-заданиям
тестирование
Работа с видео энциклопедией
Итого:34 часа
Всего за 2023-2024 уч. год

1

7.Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Музыка» включает:
- книгопечатную продукцию: хрестоматии с нотным материалом;
- сборники песен и хоров; методические пособия (рекомендации к проведению
уроков музыки); книги о музыке и музыкантах; научно-популярная литература по
искусству; справочные пособия, энциклопедии;
- печатные пособия: таблицы, нотные примеры, признаки характера звучания,
средства музыкальной выразительности; схемы: расположение инструментов и
оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре
графические партитуры; портреты композиторов; портреты исполнителей; атласы
музыкальных инструментов; - альбомы с демонстрационным материалом;
- дидактический раздаточный материал: карточки с признаками характера
звучания; карточки с обозначение возможностей различных музыкальных средств;
карточки с обозначением исполнительских средств выразительности;
- информационно-коммуникационные средства: электронные библиотеки по
искусству; игровые компьютерные программы по музыкальной тематике;
- технические средства обучения: телевизор,компьютер.
- экранно-звуковые пособия: аудиозаписи, фонохрестоматии по музыке;
- видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и
зарубежных композиторов; различные музыкальные видеофильмы с записями
выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов; известных хоровых и
оркестровых коллективов, фрагментов из мюзиклов;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».