МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет по образования,науки и молодежной политики Волгоградской области Отдел по образованию и молодежной политики администрации Котовского муниципального района МКОУ Попковская СШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Методический совет Педагогический совет Директор школы ________________________ ________________________ ________________________ Протокол №4 от «30» августа2024 г. Протокол №4 от «30» августа2024 г. Е. М. Матвеева Приказ №86 от «30» августа2024 г. Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением) учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 5 классов х. Попки2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе примерной программы для 5 классов под редакцией Б. М. Неменского, - М.: Просвещение, 2015 г.на основе нормативных правовых актов и инструктивно- методических документов: Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ); Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Цель курса: - формирование представления о декоративно-прикладном искусстве, многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека. Изучение изобразительного искусства в 5 классе направлено на достижение следующих задач: • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка; • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности; • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре. Общая характеристика учебного предмета Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. Основные содержательные линии В рабочей программе по изобразительному искусству 5класс выделены 4 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Древние корни народного искусства»; «Связь времен в народном искусстве»; «Декор, человек, общество, время»; «Декоративное искусство в современном мире». Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной. Содержание программы Раздел 1 « ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА» (12 часов) Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусства — условносимволический. Учащихся необходимо подвести кпониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображающего конкретную реальность. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Создание поисковых групп по направлениям народного искусства. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Раздел 2 «СВЯЗЬ ВРЕМЕН ВНАРОДНОМ ИСКУССТВЕ» (10 ч) Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а в иной среде — городской, и совершенно иной жизнью. Задача — дать учащимся понимание этих форм бытования народных, крестьянских традиций в современной жизни, а также дать представление об общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслов. Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек. Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией. Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь — главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи: изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи. Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись — свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку. К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти. Раздел 3 «ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ» ( 9 ч) Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Осознание роли искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни предметов декоративного искусства. Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности». Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи. Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества. Одежда, костюм не только служат практическим целям, они и являются особым знаком — знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается раскрыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и декоративного искусства Западной Европы XVII века (эпоха барокко). Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества — государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений. Знакомство с современным выставочным декоративно-прикладным искусством и создание коллективной работы в материале для украшения школы. Работа может быть сделана в любом материале и может осуществляться силами одного класса или параллелью классов, работающих по данной теме. Учитель выступает здесь в роли режиссера и главного художника. РАЗДЕЛ«Современное выставочное искусство» (1 час) Многообразие материалов и техник современного декоративноприкладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. Создание декоративной работы в материале (творческий проект)(1 час) В конце учебного года устраивается отчетная выставка работ учащихся по декоративно-прикладному искусству, которую можно организовать как праздник «Украсим школу своими руками». • воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к современному декоративно-прикладному искусству, уважения к творчеству профессиональных художников, интереса и потребности в общении с произведениями современного искусства и к декоративному творчеству; • развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения; • формирование целостной картины мира средствами декоративноприкладного искусства во всём многообразии его проявлений (художественное стекло, художественный металл, керамика, гобелен, роспись по тканям и т. д.); • развитие самостоятельности и навыков сотрудничества (коммуникативной компетентности) в процессе осуществления коллективных форм деятельности, связанных с созданием общественно значимого художественного продукта для украшения школьных интерьеров. Календарно-тематическое планирование (34 часа) №п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема раздела/урока Колво часов Древние образы в 1 народном искусстве. Древние образы в 1 народном искусстве.. Убранство 1 русской избы Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Вид деятельности Вид/форма контроля Презентация «Образы и символы»http://schoolcollection.edu.ru, Самоконтроль, внешний контроль Презентация «Образы и символы» http://viki.rdf.ru/ Самоконтроль, внешний контроль Презентация « Декоративные элементы убранства избы» http://viki.rdf.ru/ Таблицы: Внутренний вид русских изб Самоконтроль, внешний контроль Презентация «убранства изб» http://viki.rdf.ru/ Презентация «убранства изб» http://viki.rdf.ru/ Таблицы: Прялки; Солоницы резные в форме стульчиков мотивов; Самоконтроль, внешний контроль Самоконтроль, внешний контроль Самоконтроль, внешний контроль Самоконтроль, внешний контроль 1 Таблицы: Прялки; Солоницы резные в форме стульчиков мотивов; Самоконтроль, внешний контроль 1 Таблицы: Вышивка на полотенце Самоконтроль, внешний контроль 1 1 1 1 Русская праздничная вышивка. Народный праздничный костюм 1 17 Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. Народные праздничные обряды. Древние образы в современных народных игрушках. Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. 18 Искусство Гжели. 1 Таблицы: Современные изделия художников Гжели . 19 Городецкая Таблицы: Городецкая роспись 10 11 12 13 14 15 16 Самоконтроль, внешний контроль 1 Презентация «Женщины в русских народных костюмах» http://www.uchportal.ru/ DVD-фильм: Народные праздничные костюмы. 1 DVD-фильм: Народные праздничные костюмы. Самоконтроль, внешний контроль 1 Презентация: Народные праздники Самоконтроль, внешний контроль 1 Презентация: Народные праздники Самоконтроль, внешний контроль 1 Таблицы: глиняные игрушки . Самоконтроль, внешний контроль 1 Таблицы: глиняные игрушки Самоконтроль, внешний контроль 1 Таблицы: Современные изделия художников Гжели Самоконтроль, внешний контроль Самоконтроль, внешний контроль Самоконтроль, внешний 1 Взаимоконтроль 20 21 роспись. Городецкая роспись. Хохлома. 1 Таблицы: Городецкая роспись 1 Таблицы: Золотая хохлома контроль Самоконтроль, внешний контроль Самоконтроль, внешний контроль Взаимоконтроль Взаимоконтроль 22 23 Хохлома. 1 Жостово. Роспись 1 по металлу. Таблицы: Золотая хохлома Презентация «Разнообразие форм и расцветок жостовских подносов» http://www.nachalka.com/ 24 Жостово. 1 Роспись по металлу Щепа. Роспись по 1 лубу и дереву. Презентация «Разнообразие форм и расцветок жостовских подносов» http://www.nachalka.com/ D V D - ф и л ь м : Щепа. Роспись по лубу и дереву. http://www.zavuch.info/ 26 Зачем людям украшения. 1 DVD-фильм: Украшения в древности современностиhttp://www.umk-garmoniya.ru/ и в Самоконтроль, внешний контроль 27 Зачем людям украшения. 1 DVD-фильм: Украшения в древности современностиhttp://www.umk-garmoniya.ru/ и в Самоконтроль, внешний контроль 28 Роль 1 декоративного искусства в жизни древнего общества. Роль 1 декоративного 25 29 Взаимоконтроль Взаимоконтроль DVD-фильм: Древний Египет http://school-collection.edu.ru, Взаимоконтроль Презентация «Ремесла в Древнем Египте» http://school-collection.edu.ru, Самоконтроль, внешний контроль 30 31 32 33 34 искусства в жизни древнего общества. Одежда говорит о человеке. Одежда говорит о человеке. Одежда говорит о человеке. О чем рассказывают гербы. Подведение итогов работы за год. Выставка работ. 1 Эскизы костюмов разных эпох 1 Эскизы костюмов разных эпох 1 Эскизы костюмов разных эпох 1 Презентация « Гербы и символы» 1 Выставка работ. Самоконтроль, внешний контроль Самоконтроль, внешний контроль Самоконтроль, внешний контроль Взаимоконтроль Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса) Личностные результаты: • воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей; • формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов; • формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; • развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности. Метапредметные результаты: • умение осознавать народное (крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несущий упорядоченность космоса, постигать народные представления о красоте, мироздании, которые «были и мирочувствованием и самой жизнью» (М. А. Некрасова); понимание ценности памятников крестьянского искусства для зрителя XXI в.; • умение ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов России; умение сравнивать, объяснять, в чём отличие, например, жилища, одежды народов Русского Севера и Закавказья, иных регионов России; • умение самостоятельно определять цели и задачи в учёбе, планировать пути достижения цели, приобретать основы умения учиться, развивать интерес к познавательной деятельности, например, через более глубокое освоение программного материала (возможная тематика:«Традиционные образы народного искусства — солнце, древо, птица, конь — в картинах, народных сказках и песнях», «Искусства, которые объединяют образ народного праздника» и т. д.), умение выявлять родство, близость орнамента народной вышивки с памятниками устно-поэтического творчества (народные песни, былины), выстраивание связей между смежными предметными областями (литература, история, география); • умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания декоративного изображения; организует самостоятельный поиск художественно-познавательного материала по конкретной тематике, используя для этого журналы, книги по искусству, Интернет; готовит выступление-презентацию совместно со сверстниками, организует выставку изделий народного творчества, реализует себя в качестве экскурсовода); • умение определять способы действия в рамках необходимых требований, оценивать результат — художественный «ответ» — на поставленную учебную задачу, его соответствие задаче, умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников. Предметные результаты • осознание древних корней, места и значения уникального народного (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой; • знание и понимание специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки); • умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно-функционального и художественнообразного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности; • освоение в практических формах работы образного языка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения условного, лаконичного декоративнообобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции; • приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского праздничного костюма и т. д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках; • приобретение опыта совместной поисковой деятельности, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства. Планируемые результаты освоения обучающейся Обучающаяся научится: • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов; • создавать эскизы декоративного убранства русской избы; • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции; • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении; • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; • распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов; • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций; • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства; • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России; • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов; • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России; • называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства; • классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира; • объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения; • композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами; • создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов; • простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений; • навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь); • изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции; • создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел; • характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства; • передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта; • творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне; • выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания; • рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов; • навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого; • навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы; • видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе; • различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива; • использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения; • навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения; • различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.); Виды контроля Контроль за результатами обучения носит системный характер, что дает возможность адекватно оценить достижения учащихся. Проследить полноту усвоения материала,выявить пробелы в знаниях. Наметить пути их устранения. Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной, письменной и практической формах или в их сочетании посредством проведения индивидуального, группового и фронтального опроса с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах. Тематический и итоговый контроль предполагает осуществление комплексной проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным видам художественной деятельности, оценку практической (творческой) работы по заданной теме (многоплановые сюжетные композиции), выполнение рисунка натюрморта с натуры, по памяти, по воображению, создание композиций декоративно-прикладного характера. При осуществлении устного или письменного опроса учитываются: • полнота ответа; • применение в ответе изучаемых терминов и понятий; • образность и выразительность речи. При оценке практической работы следует принимать во внимание: • выполнение учебной задачи урока; • художественную выразительность композиции; Результаты освоения и система оценки планируемых результатов. Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Оценка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение рисунка или поделки при соблюдении правил безопасности работы с инструментами, красками, палитрой (учитывается умение точно передать через создание эскиза сюжет, раскрыть тему, пользоваться палитрой, изученными приёмами рисования, выбирать кисти нужного размера, размещать рисунок в заданной плоскости, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока). Оценка «4» выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения эскиза или сюжета рисунка (поделки). Оценка «3» выставляется, если рисунок или поделка выполнены недостаточно аккуратно, но без нарушения эскиза или сюжета. За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу оценку можно повысить на 1 балл или оценить это дополнительной отметкой. Оценка "2"- обучающийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока. Рисунок или поделка с нарушением эскиза или сюжета, не отвечающих их назначению, не оценивается, они подлежат исправлению, переделке. За готовый рисунок, поделку во время проверочной работы оценка ставится всем учащимся. Проверочные работы проводятся каждую четверть и в конце года. Они могут быть проверкой усвоения отдельных операций после определённого количества уроков или как итоговый урок по видам изобразительной деятельности. Освоение основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. При проведении промежуточного контроля и выставлении отметки следует учитывать уровень достижений ученика в восприятии искусства, но доминирующим в оценивании художественно-творческой деятельности является выполнение практических заданий. Оценивается каждая практическая работа, выполненная учащимися. При оценке практической работы следует принимать во внимание: • выполнение учебной задачи урока; • художественную выразительность композиции; • владение учеником техническими приёмами и навыками работы различными инструментами и художественными материалами. Методы обучения: • объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: • рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, • репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование; • проблемное изложение изучаемого материала; • частично-поисковый, или эвристический метод; • исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. Формы организации процесса обучения: • Индивидуальная Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение. Для учителя: 1. Технологии личностно-ориентированного урока В.В.Шоган» Учитель» 2003г 2. «Искусство вокруг нас» Б.М.Неменский М. «Просвещение»,2014г. 3. «Твоя мастерская» Б.М.Неменский М. « Просвещение».2012 г. 4. «ИЗО и художественный труд»(5 класс) Б.М.Неменский М. «Просв.» 2014г 5. «Рисунок, живопись Ю.М. Кирцер. М. «Высшая школа», 2010г. 6. «Академический рисунок» Н.Н. Ростовцев, М. Просвещение 2008г. 7. Школа ИЗО под редакцией Пономарева А.Н. М. Агаров 2011г. 8. ИЗО в школе Л.Б.Рылова, Ижевск 2002г. 9. Методика преподавания ИЗО в школе Н.Н.Ростовцев, М.Агар 2015 г. 10. «Русь деревянная» А.О.Половников, М. Просвещение 2009 11. «Звучащее безмолвие или основы искусства знания» М.Просвещение 2007 г. 12. «Древняя Русь в лицах» М.Семенова, М.Просвещение 2008г. 13. «Обучение ИЗО» С.В.Аранова «Каро С- Петербург» 2004г. 14. «ИЗО и методика его преподавания в школе» В.С. Кузин. М. Агар 2008г. 15. «Вариации прекрасного» А.М. ВачьянцМ.изд Центр 2007. 16. «Михаил Врубель» М.А.Дмитриева, М. «Детская литература». 2006г. 17. «Казимир Малевич» А.Шатских, М. «Слово» 2006г. 18. «Изобразительное искусство» А.Д.Алехин, М.Просв, 2004г. 19. «Когда начинается художник» А.Д. Алехин. М. Просвещение, 2004 20. «Декоративно- оформительские работы» С.С.Губницкий, М. Профиздат2001г. 21. «Основы рисунка» ч.1 Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 2008г. 22. «Основы композиции» ч.2 Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 2008г. 23. «Основы живописи» ч.3 Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 2008 г. 24. «Краткий словарь художественных терминов» Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 2009 г. Для обучающихся: 1. «Искусство вокруг нас» Б.М.Неменский М. «Просвещение»,2014 г. 2. «Твоя мастерская» Б.М.Неменский М. « Просвещение».2012 г. 3. «Основы рисунка» ч.1 Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 2008 г. 4. «Основы композиции» ч.2 Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 2008 г. 5. «Основы живописи» ч.3 Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 2008 г. 6. «Краткий словарь художественных терминов» Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 2009 г. Репродукции: -Репродукции картин художников. -Портреты русских художников -Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента -Схемы по правилам рисования предметов, растений, птиц, человека -Таблицы по декоративно-прикладному искусству, альбом с народными промыслами, русскому костюму Экранно-звуковые пособия: DVD-фильмы: художественные музеи- Эрмитаж, творчество отдельных художников - Леонардо Да Винчи; Казимир Малевич «Преображение»; и т д. Технические средства обучения: - Компьютер, телевизор Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: -Краски акварельные -краски гуашевые -бумага цветная -восковые мелки, пастель, сангина, уголь -кисти беличьи -емкости для воды -клей -ножницы Интернет – ресурсы: • Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru, • Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/ • Учительский портал: http://www.uchportal.ru/ • http://www.nachalka.com/ • http://www.zavuch.info/ • Методический центр: http://numi.ru/ • http://www.umk-garmoniya.ru/ • http://www.umk-garmoniya.ru/e_resources/izo_5_kl/index.php