МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Отдел по образованию и молодежной политике Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области МКОУ Попковская СШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Методический совет Педагогический совет Директор школы ________________________ ________________________ ________________________ Протокол №4 август 2024 г. от «30» Протокол №4 августа 2024 г. от Матвеева Е.М. «30» Приказ№86 от «30» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МКОУ ПОПКОВСКОЙ СШ (ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) х. Попки, 2024 год Содержание 1. Особенности воспитательного процесса в ГДО .....................6 2. Цель и задачи воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 3. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности. . . . . . . . . . . . .13 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы. . . . . . . . . . . .20 Календарный план воспитательной работы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа воспитания является приложением к основной образовательной программе дошкольного образования МКОУ Попковской СШ. Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». При составлении Программы воспитания использована «Примерная программа воспитания» (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства просвещения России (протокол от 2 июня 2020 года № 2/20), внесена в Реестр примерных основных общеобразовательных программ и размещена на сайте https://fgosreestr.ru/, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного вхождения воспитанников в социальный мир и налаживания взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) находится одна из ключевых задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка (1.6.б ФГОС ДО) Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов, указанных во ФГОС ДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует с взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх. Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, и т.п. (4.6. ФГОС ДО). В программе описана система возможных форм и методов работы с воспитанниками. Программа воспитания включает в себя четыре основных раздела: Раздел 1. «Особенности организуемого в ДОУ воспитательного процесса» (описание специфики деятельности ДОУ); Раздел 2. «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые ДОУ предстоит решать для достижения цели; Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности», в котором ДОУ показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Модули в программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы ГДО. Воспитательные задачи реализуются в содержании образовательных областей, согласно ФГОС ДО, обеспечивая их интеграцию. Инвариантные модули Образовательная деятельность Работа с родителями Вариативные модули Ключевые мероприятия Создание развивающей среды «Эколого туристический» (Экотуризм в ГДО) Раздел 4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы», показывает, каким образом в ГДО осуществляется самоанализ организуемой в нем воспитательной работы. Раздел содержит перечень основных направлений, дополнен критериями и способами его осуществления. К программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы с указанием конкретных мероприятий и примерных сроков их проведения. Программа позволяет педагогическим работникам и родителям скоординировать свои усилия, направленные на воспитание подрастающего поколения. Нормативное правовое обеспечение: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 31.07.2020г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013г. N 1155; Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. N 996-р.; Основная образовательная программа дошкольного образования ГДО МКОУ Попковской СШ. 1. Особенности организуемого в ГДО воспитательного процесса Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса воспитательных услуг выступают, в первую очередь, родители воспитанников как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение. К особенностям социально культурной ситуации семей, чьи дети посещают ГДО, можно отнести преобладание потребительской позиции, сниженный уровень интереса к жизни детей в детском саду, противоречивость поведения, образцов поведения и отношения к окружающему миру, к другим людям. Процесс воспитания в ГДО основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и воспитанников: позитивная социализация ребенка (предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества с взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности. личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей), педагогических и иных работников ГДО и детей. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) воспитательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов отношений - как детей, так и взрослых - в реализации программы воспитания; партнерство ГДО с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом воспитательной программы. Сотрудники ГДО должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей, как в содержательном, так и в организационном планах. сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и воспитание детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: стержнем годового цикла воспитательной работы ГДО являются ключевые общесадиковые мероприятия, мероприятия «Календаря образовательных событий РФ», коллективные дела группы детей под руководством воспитателя, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников; важной чертой каждого ключевого мероприятия, события и большинства, используемых для воспитания других совместных дел педагогов, детей и родителей, является обсуждение, планирование, совместное проведение и создание творческого продукта (коллективного или индивидуального каждого участника); в проведении общесадиковых мероприятий поощряется помощь старших детей младшим, социальная активность, стремление создать коллективный или индивидуальный творческий продукт, принять участие в общественно значимом деле; педагогические работники ГДО ориентированы на формирование детского коллектива внутри одной возрастной группы, на установление доброжелательных и товарищеских взаимоотношений между детьми разных возрастов и ровесниками; умение играть, заниматься интересным делом в паре, небольшой группе; ключевой фигурой воспитания в ГДО является воспитатель группы, реализующий по отношению к ребенку защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой очень значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для личностного развития ребенка. 2. Цель и задачи воспитания Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Базовые национальные ценности: Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к жертвам и подвигам ради неё. Социальная солидарность - единство убеждений и действий, взаимная помощь и поддержка, основанные на общности интересов и необходимости осуществления общих целей. Гражданственность - качество, выраженное в глубоком осознании человеком своей принадлежности к обществу, в котором он живет, а также в осознании совокупности своих прав, обязанностей по отношению к обществу, в готовности добровольно следовать предписаниям его морали и закона. В более общем значении - забота об общественном благе, концентрация помыслов и чувств на идее гражданского долга. Семья - социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками: добровольностью вступления в брак; члены семьи связаны общностью быта; вступлением в брачные отношения; стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей. Труд и творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Среди людей, владеющих каким-либо ремеслом, есть такие, которые вызывают восторг от результатов его труда. Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Эта деятельность осуществляется путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа Традиционные религии - ранняя форма религии, традиционные верования. Этот термин также используется для обозначения религий народов, которые изначально жили на территории какого-либо государства или на территориях на протяжении длительного времени. Искусство и литература - одна из наиболее общих категорий эстетики, искусствознания и художественной практики. Обычно под искусством подразумевают образное осмысление действительности. Природа - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения естественных наук. Человечество - совокупность всех людей. Ввиду высокого уровня социального развития, антропологические различия между людьми дополняются культурными (в значительно большей степени, чем у других социальных животных). Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Исходя из воспитательного идеала, а также основываясь на базовых ценностях для нашего общества, формируется общая цель воспитания в ГДО - формирование общей культуры личности, в том числе развитие социальных, нравственных, эстетических качеств, ценностей здорового образа жизни, физических качеств, самостоятельности и ответственности ребенка. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям дошкольников. В воспитании детей младшего дошкольного возраста - обеспечение позитивной социализации, мотивации, поддержки и развития индивидуальности детей через общение, игру, участие в исследовательской деятельности и других формах активности. Задачи: развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям; сформировать коммуникативную и социальную компетентности; развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности, ознакомление с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества; содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни; сформировать стремление быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.), стремление оказывать посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой. В воспитании детей старшего дошкольного возраста цель: обеспечение развития общей культуры личности ребенка, интеллектуально познавательных способностей, социально-нравственных, эстетических, физических качеств. Задачи: обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе; поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, становление детского сообщества; воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, формирование основ патриотизма; углублять представления детей о правилах безопасного поведения и умение следовать им в различных ситуациях; содействовать становлению ценностей здорового образа жизни; сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском отношении к природе и понимании самоценности природы; развивать предпосылки восприятия и понимания произведений искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жанров (портрет, пейзаж, натюрморт); художественных литературных произведений и музыки; интерес к русскому языку, языкам других народов; поощрять проявления морально-волевых качеств. сформировать представление о России как своей стране, узнавать и называть символику своей страны (флаг, герб, гимн), о своем городе, улице и т.д. Организовать работу с семьями воспитанников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение вопросов личностного развития. Задачи: 1. Приобщение родителей к участию в жизни ГДО. 2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания. 3. Повышение педагогической культуры родителей. Виды взаимоотношений, посредством которых будет осуществляться взаимодействие: сотрудничество - общение «на равных», где ни одной из сторон не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать; взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (чувственного познания окружающего мира) и с помощью общения. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ГДО интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом воспитания подрастающего поколения. 3. Виды, формы и содержание деятельности Приведенный ниже перечень видов и форм деятельности носит примерный характер. Виды деятельности: игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослым и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Формы организации деятельности: игра, игровое упражнение, игра-путешествие, занятие; тематический модуль, коллекционирование, чтение, беседа/разговор, ситуации, конкурсы, викторины, коллективное творческое дело, проекты, эксперименты, длительные наблюдения, экологические акции, экскурсии, пешеходные прогулки. мастерская, клубный час, праздники, развлечения, физкультурно-спортивные соревнования, театрализованные игры, инсценировки. Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы ГДО, каждое из которых представлено в соответствующем модуле. Модули, описание содержания модулей выполнено в порядке их значимости для реализации воспитательных задач в дошкольном учреждении. Модуль «Ключевые мероприятия» Конкурсные и праздничные мероприятия, физкультурно-спортивные соревнования: Главные традиционные события в ГДО, которые организуются для всех детей. Мероприятия, предусмотренные календарем образовательных событий и знаменательных дат РФ. К таким мероприятиям готовятся и дети, и взрослые (педагоги, родители). Характер проводимых мероприятий всегда является эмоционально насыщенным, активным, познавательным, с разнообразной детской деятельностью. Экологические мероприятиями, акции, походы максимально - участвуют также все являются дети, традиционными родители, сотрудники. Проводится большая предварительная работа среди детей и родителей по подготовке к мероприятию. Характер проводимых мероприятий является в первую очередь социальноактивным, формирующим у участников позицию активного гражданина, прилагающего усилия для блага других, познавательным, продуктивным - всегда есть результат деятельности, выраженный в конкретном продукте. Модуль «Эколого - туристический» (Экотуризм в ДОУ) Цель модуля: Дать понятие о экотуризме, элементах ориентирования; привить краеведческие навыки; воспитать ответственность за экологию родного края; формировать патриотические чувства к малой Родине, воспитать желание вести здоровый образ жизни. Возраст обучающихся: дети дошкольного возраста с 5 до 7 лет. В соответствии с Законом РФ «Об образовании», одной из основных задач образования является формирование духовно-нравственной личности. Духовнонравственное воспитание детей многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, малой Родине, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Экологическое воспитание дошкольников - одно из приоритетных направлений воспитания. Это непрерывный процесс воспитания и развития детей, направленный не только на расширение знаний в данной области, но и формирование культуры поведения в природе, которая проявляется в положительном отношении к своему здоровью, к окружающему миру, в ответственном отношении к природе, к соблюдению норм и правил поведения по отношению к ней. Экологический туризм - это не просто прогулка по парку или заповеднику. Экотуризм прививает правильное отношение к природе, служит экологическому просвещению, принимает во внимание интересы местного населения и способствует сохранению живой природы. Иными словами, туризм становится экологическим в тот момент, когда, ступая на туристическую тропу, путешественник начинает осознавать всю ответственность перед природой, которую берет на себя. Экологический туризм даёт возможность формировать у дошкольников осознанно - правильное отношение к природе, природным явлениям. Осознанноправильное отношение детей к природе строится на её восприятии, эмоциональном отношении к ней, знакомстве и знаниях особенностей жизни отдельных живых существ. Дети узнают новую информацию о живой и неживой природе, её представителях, знакомятся с народными приметами, литературными произведениями, через которые познают красоту окружающего мира, выполняют различные трудовые поручения что даёт возможность понять меру собственной ответственности за сохранение и улучшение жизни растений и животных, необходимость бережного отношения ко всему живому, пониманию что человек часть природы. Экодеятельность дошкольников - это путешествия в природу, главным содержанием которых является знакомство с живой природой родного края, с местными обычаями, содействие по просвещению и экологическому воспитанию, по охране природы родного края, сада. Воспитанники дошкольного учреждения совершают туристические прогулки по определённым маршрутам села. Существует несколько разработанных маршрутов с учётом целей и задач данного путешествия. Каждый последующий маршрут не повторяется, чтобы детям было интересно. Каждая туристическая прогулка с различными заданиями, играми, познавательными беседами, экспериментами. Это всегда образовательная информация, физическая нагрузка и положительные эмоции, радостное общение, возможность оценить свои силы. Эколого-туристическая деятельность с одной стороны позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках экологического воспитания, а с другой способствует развитию интереса к путешествиям. Введение элементов туристической деятельности в учебно-воспитательный процесс даёт возможность воспитателю решить вопросы, от которых зависит успех его деятельности. Эколого-туристические мероприятия реализуют различные цели и выполняют разносторонние задачи. Например, это здоровый образ жизни детей, занятость детей, всесторонне развитие личности, патриотическое воспитание, экологическое воспитание и образование. Экологическое краеведение в органичном сочетании с туристскими походами, прогулками и экскурсиями, экологические исследования - чрезвычайно перспективные области деятельности, отличающиеся многообразием, творческим поиском для детей старшего дошкольного возраста. Эколого-туристско-краеведческая деятельность является комплексным средством всестороннего развития детей, способствует обогащению новыми экологическими знаниями и закреплению их в практической деятельности. Экологотуристско-краеведческая деятельность предполагает нахождение ребенка в природе, его зависимость от природного воздействия. Здесь у детей формируется ответственность за самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения. Методическая составляющая базируется на основе парциальной программы «Юный эколог» С. Н. Николаевой. Данная программа ориентирована на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой. В помещении и на участке дошкольники должны быть окружены растениями, вокруг которых воспитатель организует различную деятельность. Процесс осознанно-правильного отношения к природе сопровождается различными видами детской деятельности (игровой, подвижной, познавательно-исследовательской, художественно- эстетической, коммуникативной). Экотуризм в ГДО включает в себя ряд компонентов: физкультурнооздоровительный социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной. Экологическое воспитание - несомненно важная часть развития детей дошкольного возраста. Эту сложную задачу невозможно решить без совместных усилий и продуктивного сотрудничества взрослых - воспитателей и родителей. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, непосредственно участвуя в этом процессе, родители сами стараются быть образцом духовно-нравственных и социально культурных ценностей для своих детей. Модуль «Образовательная деятельность» Образовательная деятельность с детьми предполагает организацию и проведение воспитателем таких форм, как занимательное занятие, дидактическая игра, игровое упражнение, игра-путешествие, чтение, беседа/разговор, ситуация, театрализованные игры и инсценировки, длительные наблюдения, опыты, эксперименты, экскурсии, пешеходные прогулки. Характер проводимых мероприятий призван привлечь внимание воспитанников к ценностному аспекту изучаемых в рамках образовательной деятельности явлений, знакомство с социально значимой информацией, инициирование ее обсуждения, высказывания детей своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения, обмена личным опытом. Основное назначение данного модуля состоит в использование воспитательного потенциала содержания образовательной деятельности через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в группе. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями (законными представителями) воспитанников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и ГДО в данном вопросе. Работа с родителями (законными представителями) осуществляется в рамках следующих видов информационной деятельности. На уровне ГДО. Родительский комитет группы, члены общесадикового родительского комитета, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их воспитанников. Родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, круглые столы с приглашением специалистов. Дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать режимные моменты, образовательную деятельность, общесадиковые мероприятия, для получения представления о ходе образовательного и воспитательного процесса в ГДО. Общесадиковые родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения важных вопросов воспитания детей. Родительские форумы (интернет сообщества), на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются консультации педагогических работников, руководителя ГДО. виртуальные Участие развлечениях, родителей в экологических общесадиковых акциях, мероприятиях: творческих праздниках, мастерских, проектах, физкультурно-спортивных мероприятиях, участие в совместных экскурсиях, пешеходных Подготовка на прогулках. и участие в конкурсах уровне муниципалитета, ГДО, подготовка проектов по оформлению помещений ГДО к праздникам, оформлению территории ГДО по временам года. На индивидуальном уровне. Работа педагогов по запросу родителей для решения различных ситуаций. Участие родителей в педагогических консилиумах, собраниях, педсоветах. Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности общесадиковых и групповых. Индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей. Регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их ребенка, о состоянии здоровья, о жизни группы в целом. Привлечение членов семей, воспитанников к организации и проведению творческих дел группы. Организация внутри группы семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и ГДО. Модуль «Сетевое взаимодействие с другими ОО» Сетевое взаимодействие осуществляется с образовательными организациями: общеобразовательная школа, сельская библиотека, Дом культуры. Сетевое взаимодействие проводится по совместно разработанному плану. Модуль «Создание развивающей среды» Оформление интерьера помещений дошкольного учреждения (холла, коридоров, групповых помещений) периодически обновляется; размещение на стенах ГДО регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ детей и родителей, позволяет реализовать свой творческий потенциал, а также знакомит их с работами друг друга; фото отчеты об интересных событиях, происходящих в ГДО (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.) размещаются на групповых стендах, озеленение территории, разбивка клумб, оборудование игровых площадок, доступных и приспособленных для детей разных возрастных групп, позволяет разделить свободное пространство ГДО на зоны активного и тихого отдыха; благоустройство групповых помещений осуществляется по творческим проектам воспитателя и родителей воспитанников, при этом педагоги имеют возможность проявить свою творческую инициативу, привлечь родителей к активному участию в оформлении развивающей среды для своих детей; событийный дизайн - к каждому празднику и знаменательному мероприятию в ГДО оформляется зал. 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы Самоанализ организуемой в ГДО воспитательной работы осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы, являются: принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий на изучение не количественных его показателей, а качественных таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами; принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий на понимание того, что личностное развитие детей - это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей. Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа, организуемого в ГДО воспитательного процесса являются - результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития воспитанника каждой группы. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. Состояние организуемой в ГДО совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно-развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, при необходимости - их анкетирование. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: качеством проводимых мероприятий; качеством совместной деятельности воспитателей и родителей; качеством проводимых экскурсий, походов; качеством организации творческих соревнований, праздников и фольклорных мероприятий. Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в ГДО является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу Календарный план воспитательной работы ГДО на учебный год Календарный план воспитательной работы ГДО составлен в развитие рабочей программы воспитания ГДО с целью конкретизации форм и видов воспитательных мероприятий, проводимых работниками ГДО в учебном году. Календарный план воспитательной работы разделен на модули, которые отражают направления воспитательной работы ГДО. Мероприятия Возраст Ориентировочное Ответственн воспита время проведения ые нников Творческие соревнования "Краски осени" (выставка-конкурс творческих работ 3-7 лет из природного и бросового материала, выполненных совместно с родителями) сентябрь-октябрь воспитатель "Возраст осени - ты дорог и прекрасен!" ко Дню 3-7 лет пожилого человека (коллективное творческое поздравление в формате (онлайн, по средством сети интернет) плаката для бабушек и дедушек в группе) октябрь воспитатель Выставка-конкурс семейных творческих работ "Зимушка-зима" (ИЗО - техника, все виды) 3-7 лет Декабрь воспитатель Выставка открыток ко Дню Защитника Отечества 3-7 лет (без участия родителей) Февраль воспитатель Выставка открыток ко Дню 8 марта (без участия 3-7 лет родителей) Март воспитатель Творческий конкурс «Невероятные краски 3-7 лет космоса!» семейный конкурс, посвященный Дню космонавтике Апрель воспитатель Выставка уголков "Помним...чтим...гордимся!" ( раздевалке) Апрель воспитатель Акция памяти «Возложение цветов к Вечному 6-7 лет огню» Май воспитатель "Я помню, я горжусь" (Конкурс творческих работ, 3-7лет посвященный дню Победы ) Май воспитатель Досуговые мероприятия, посвященные Дню знаний 3-7лет Проведение "Дня безопасности" 1 сентября воспитатель Физкультурный досуг "Веселые старты" (в рамках 5-7 лет подготовки к ГТО) сентябрь воспитатель Новогодний утренник 3-7 лет 4 неделя декабря воспитатель Музыкальный досуг "Святки, колядки» 3-7 лет январь воспитатель в памяти 3-7лет группах или Праздники, тематические досуги Праздник, посвященный женскому дню 8 марта Международному 3-7 лет 1 неделя марта воспитатель Фольклорный праздник Широкая масленица 3-7 лет 4 неделя февраля воспитатель Спортивный праздник "День здоровья", посвященный Дню космонавтики 3-7 лет 1 неделя апреля воспитатель Конкурс чтецов " Дню Победы посвящается.." 4-7 лет 4 неделя апреля воспитатель Праздник, посвященный Дню Победы в ВОВ 5-7 лет 1 неделя мая воспитатель Выпускной бал 6-7 лет 4 неделя мая воспитатель Досуг по ПДД: «Осторожно дорога» 3-7 лет Сентябрь воспитатель Досуг по ПДД: «Красный, желтый, зеленый» 3-7 лет Сентябрь воспитатель Музыкальное развлечение: «Осень в гости просим» 3-7 лет Октябрь воспитатель Развлечение "Осенний дары" 3-7 лет Октябрь воспитатель Развлечение "День матери" 3-7 лет Ноябрь воспитатель День здоровья «Кто быстрее» 3-7 лет Ноябрь воспитатель Музыкальное развлечение: «Зимняя прогулка» 3-7 лет Январь воспитатель.. Викторина «Путешествие в страну математики» 6-7 лет Январь воспитатель Праздник, посвящённый 23 февраля 3-7 лет Февраль воспитатель Праздник, посвященный Дню 8 марта 3-7 лет Март воспитатель Игровое развлечение «Масленица» 3-7 лет Март воспитатели Досуг «Весна-красна!» 3-7 лет Апрель воспитатель Развлечение «Здравствуй, Лето!» 4-5 лет Май воспитатель Тематические досуги и развлечения Экологические акции, субботники, в т.ч. совместно с семьями воспитанников Акция «Покормите птиц зимой» (изготовление 3-7 лет кормушек) акция «Каждой птице свой дом» (по изготовлению и развешиванию скворечников) Ноябрь- апрель воспитатель Акция по благоустройству и озеленению территории 3-7 лет Май воспитатель Целевые прогулки в течение года воспитатель 3-7 лет Социальные и образовательные акции, в т.ч. совместно с семьями воспитанников "Подарок ветерану" (подарки в дар ветеранам, 4-7 лет сделанные руками детей и родителей) Апрель, май воспитатель Участие в акции "Бессмертный полк" 3-7 лет Май воспитатель Родительские собрания 3-7 лет в течение года воспитатель Консультации 3-7 лет в течение года воспитатель Беседы и дискуссии 3-7 лет в течение года воспитатель Круглые столы 3-7 лет в течение года воспитатель Работа с родителями