изобразительное искусство ЛУО 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Отдел по образованию и молодежной политике администрации Котовского
муниципального округа
МКОУ Попковская СШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методический совет

Педагогический совет

Директор школы

Протокол № 4
от «30» августа 2023 г.

Протокол № 4
от «30» августа 2023 г.

________________________
Матвеева Е.М.
Приказ № 86
от «30» августа 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
4 класса

х. Попки 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели образовательно-коррекционной работы
Примерная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 класса
разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1).
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности
обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и
искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и
специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации),
развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в
пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения
пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:

Воспитание интереса к изобразительному искусству.

Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека

Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты
окружающего мира, художественного вкуса.

Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного
искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения
анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.

Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.

Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе
экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках

Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию,
аппликации, лепке).

Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения
орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.

Формирование умения создавать простейшие художественные образы с
натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.

Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.

Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в
группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей
изобразительной
деятельности
(«коллективное
рисование»,
«коллективная
аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках
изобразительного искусства заключается в следующем:

коррекции
познавательной
деятельности
учащихся
путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них
правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки,
устанавливать сходство и различие между предметами;


развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать;
формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные
работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета;
контролировать свои действия;

коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной
координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся
действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и
выполнения аппликации.

развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного
мышления, представления и воображения.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Изобразительное искусство» имеет исключительно важное значение для развития
детей с нарушением интеллекта.
На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, они также знакомятся с
законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с
некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.
Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоциональнообразного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной
и духовной деятельности растущей личности.
Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе
предусматривается решение специальных задач, например: коррекция недостатков психического
развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи обучающихся, организующей и
направляющей их умственную и практическую деятельность. На уроках изобразительного искусства
социализация осуществляется через воспитание у детей бережного отношения к окружающей
природе, любви к родному краю, умение видеть красивое. Беседы об искусстве способствуют
эстетическому воспитанию детей, обогащению словаря и развитию речи обучающихся.
Контроль достижения обучающимися уровня усвоения программного материала
осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный
опрос, творческие работы.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и
относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с Примерными годовыми учебными планами образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для I-IV классов в 4 классе на
изучение курса отводится 34 ч (1 раз в неделю, 34 учебные недели).
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение
ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам,
поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций,
необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими
социокультурным опытом.
Личностные результаты изучения курса:

 положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;
 понимание красоты в окружающей действительности и возникновение
эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
 адекватные представления о собственных возможностях;
 осознание своих достижений в области изобразительной деятельности;
способность к самооценке;
 умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности «нравится» или «не нравится»
 проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;
 привычка к организованности, порядку, аккуратности;
 стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и
изобразительной деятельности;
 установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по
различным видам изобразительной и творческой предметно-практической деятельности.
 овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
 овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
 элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
 сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
 развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения
этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к
получению ими образования по этому варианту программы.
Предметные результаты изучения курса:
Минимальный уровень:

знание названий художественных материалов, инструментов и
приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарногигиенических требований при работе с ними;

знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета и др.;

знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», « пятно», «цвет»;

пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и
аппликации;

знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Городец, Гжель, Каргополь и др.

организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой
работы;

следование при выполнении работы инструкциям учителя; планирование
работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых
практических действий и корректировка хода практической работы;


владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению,
воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке
содержания несложных произведений в соответствии с темой;

применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными
красками с целью передачи фактуры предмета;

ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или
группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

адекватная передача цвета изображаемого объекта;

узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:

знание названий некоторых народных и национальных промыслов
(Дымково, Городец, Гжель и др.);

знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;

знание
выразительных
средств
изобразительного
искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно»,
«цвет», объем и др.;

знание правил цветоведения, построения орнамента;

нахождение необходимой для выполнения работы информации в
материалах учебника;

следование при выполнении работы инструкциям учителя или
инструкциям, представленным в других информационных источниках;

оценка результатов собственной изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

использование разнообразных технологических способов выполнения
аппликации;

применение разных способов лепки;

рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по
воображению;

различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и обществу;

различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры
и декоративно-прикладного искусства;

различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет,
натюрморт, сюжетное изображение.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы отражено в четырех разделах:
«Обучение композиционной
деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в
живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Программой предусматриваются следующие виды работы:

рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по
памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему;
декоративное рисование.

лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с
натуры или по образцу, лепка на тему.


выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций с натуры, по
образцу; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с
картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и
декоративно-прикладного искусства.
Раздел: 1 «Обучение композиционной деятельности»
Совершенствование умений передавать глубину пространства: уменьшение величины
удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; загораживание
одних предметов другими. Планы в пространстве - передний, задний, средний (использование макета
и панно "В деревне" с изображенным пейзажем на трех планах, вариантами изображения домов
деревенского типа и деревьев, разных по величине: больших маленьких, средних).
Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием
симметричного расположения ее частей (элементов), позволяющему достигать равновесия на
изобразительной плоскости.
Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной
симметрии.
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения (избушка на курьих
ножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу с глазами из двух дупел, сучьями и ветками,
похожими на руки и .т.п.).
Раздел 2: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию»
Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать
умения изображать с натуры, соблюдая последовательность изображения от общей формы к деталям.
(Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа изображения, "графического
диктанта"; самостоятельной работы учащихся по памяти).
Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветренную
погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и "узор" ветвей.
Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека),
формирование образов животных.
Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком
кисти, "примакивание").
Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в
круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора - геометрические формы и
стилизованные формы растительного мира).
Раздел 3: «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений
передавать его в живописи»
Расширение представлений учащихся о цвете и красках: работа над понятиями "основные"
("главные") цвета - красный, синий, желтый и "составные цвета" (как цвета, которые можно
составить из основных, главных цветов - зеленый, оранжевый, фиолетовый, коричневый).
Развитие технических навыков работы красками. Закрепление приемов получения смешанных
цветов на палитре.
Закрепление приемов посветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил).
Получение голубой, розовой, светло-зеленой, серой, светло-коричневой краски. Использование

полученных осветленных красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании, в рисовании с
натуры и по представлению.
Раздел 4: «Обучение восприятию произведений искусства»
Формирование у учащихся представлений о работе художника. Развитие умений
рассматривать картины, иллюстрации в книге, предметы декоративно-прикладного искусства.
Беседа по плану:
1.

Как художник наблюдает природу, чтобы ее нарисовать.

2.

Как он рассматривает предметы, чтобы их нарисовать, придумать другие.

3.

Как художник изображает деревья в разные времена года.

4.

Как художник придумывает узоры для украшения предметов, ткани и др.

Учебно – тематическое планирование
№
1
2
3
4

разделы
Обучение композиционной деятельности
Развитие умений воспринимать и изображать форму
предметов, пропорции, конструкцию
Развитие восприятия цвета предметов и формирование
умения передавать его в живописи
Обучение восприятию произведений искусства
Итого

кол-во часов
6
11
7
10
34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
пп

Раздел, тема урока

Кол-во
часов

Обучение композиционной деятельности
1

Грибная поляна в лесу. Обрывная аппликация с дорисовыванием.

1

Обучение восприятию произведений искусства
2

Беседа о художниках и их картинах.

1

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
3

Рисование с натуры, по памяти. Неваляшка.

1

4

Листья осенью. Рисование.

1

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи
5

Веточка с листьями, освещенная солнцем. Рисование.

1

6

Веточка с листьями в тени. Рисование.

1

7

Листья берёзы на солнышке и в тени. Аппликация с дорисовыванием.

1

Обучение восприятию произведений искусства
8

Рассматривание картин художников.

1

Обучение композиционной деятельности
9
10
11

Нарисуй деревья, которые расположены от тебя близко, подальше и совсем 1
далеко. Рисование.
Нарисуй домики, которые расположены от тебя так же: близко, подальше и
совсем далеко. Рисование.
Нарисуй картину – пейзаж. Деревья и дома в пейзаже расположены близко, 1
далеко. Дом стоит перед елью и загораживает её.
Обучение восприятию произведений искусства

12

Нарисуй то, что стоит на столе. Это натюрморт.

13

Беседа о творчестве художников. Портрет человека.

1

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

15

Изображать человека, чтобы получилось похоже. Рассмотри натуру. Дорисуй 1
картинки.
Портрет моей подруги. Лепка.
1

16

Нарисуй свой автопортрет.

14

1

Обучение восприятию произведений искусства
17

Беседа. Художники о тех, кто защищает Родину.

1

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
18

Нарисуй шлем, щит, копьё или самого богатыря. Рисование.

1

Обучение восприятию произведений искусства
19

Доброе, злое в сказках. Покажи это в рисунках.

1

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
20

Школьные соревнования в беге. Лепка.

1

Обучение восприятию произведений искусства
21

Беседа о художниках и их картинах. Художники, которые рисуют море.

1

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи
22

Нарисуй море. Рисование.

1

Обучение восприятию произведений искусства
23

Беседа. Художники и скульпторы.

1

Обучение композиционной деятельности
24

Создание открытки. Раскрась картинку. Напиши поздравление.

1

25

Животные жарких стран. Жираф. Лепка.

1

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
26

Звери в зоопарке. Бегемот. Рисование.

1

27

Насекомые. Стрекоза. Лепка.

1

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи
28

Насекомые. Стрекоза. Рисование.

1

Обучение восприятию произведений искусства
29

Беседа. Народное искусство. Гжель.

1

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
30

Украшение изображения росписью. Роспись вазы ( чашки, блюда).

1

Обучение восприятию произведений искусства
31

Беседа. Улицы города. Люди на улицах города.

1

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
32

Рисунок по описанию. Улицы города.

1

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи
33

Беседа. Цвета. Краски лета. Цветы лета.

1

34

Рисование венка из цветов и колосьев.

1

34

Рисование венка из цветов и колосьев.

1

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Для реализации программы курса «Изобразительное искусство» используются следующие
объекты и средства материально-технического обеспечения:
Учебник:


Изобразительное искусство. 4 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы / М. Ю. Рау, М. А. Зыкова. – М.: Просвещение,
2018.

Учебно – методические пособия:


Изобразительное искусство. Методические рекомендации. 1-4 классы: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М.
Ю. Рау, М. А. Зыкова, Т. А. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2016.



И.А. Грошенков «Изобразительная деятельность в специальной коррекционной школе VIII
вида. Москва, АСАДЕМА, 2002 год.

Печатные пособия:


портреты русских и зарубежных художников;



иллюстрации картин русских и зарубежных художников;



таблицы по цветоведению, построению орнамента;



схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных;



таблицы по народным промыслам.

Учебно-практическое оборудование:


конструкторы;



краски акварельные, гуашевые;



бумага А3, А4;



бумага цветная;



фломастеры;



кисти беличьи, кисти из щетины;



ножницы;



шаблоны геометрических фигур и реальных предметов;



муляжи фруктов и овощей (комплект);



предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз).

Технические средства обучения:


компьютер;



проектор;



экран;



магнитофон.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».