МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Отдел по образованию и молодежной политике администрации Котовского муниципального округа МКОУ Попковская СШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Методический совет Педагогический совет Директор школы Протокол № 4 от «30» августа 2023 г. Протокол № 4 от «30» августа 2023 г. ________________________ Матвеева Е.М. Приказ № 86 от «30» августа 2023 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы социальной жизни» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4 класса х. Попки 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели образовательно-коррекционной работы Примерная рабочая программа учебного предмета «Основы социальной жизни» для 4 класса разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Основной задачей обучения является - преодоление недостатков в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере учащегося с нарушением интеллекта, а также его подготовка к трудовой деятельности, коррекция интеллекта и личности учащегося, социальная адаптация учащегося с интеллектуальным нарушением в современном обществе. Таким образом, программа нацелена на решение специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач. Основными задачами обучения школьников с нарушением интеллекта изобразительному искусству являются: воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.); воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью; развитие эстетических чувств и пони мания красоты окружающего мира; развитие познавательной активности, формирование у школьника приёмов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения; формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке); воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно; формирование умения работать коллективно, выполняя определённый этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности. Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решение специальных задач, например: коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи учащегося, организующей и направляющей его умственную и практическую деятельность. Общая характеристика учебного предмета Предмет «Основы социальной жизни», готовит учащегося с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками и навыками самообслуживания. Процесс обучения предмета неразрывно связан с решением специфической задачи школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Предмет «Основы социальной жизни» имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта. На уроках ребенок овладевает умениями и навыками по самообслуживанию, так же учится принимать самостоятельные решения. Он знакомится с азами кулинарии. Специфика ребенка с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у него коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускнику максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе. Специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения. Описание места учебного предмета в учебном плане Предмет «Основы социальной жизни» входит в образовательную область «Человек и общество» обязательной части учебного плана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на начальном этапе обучения. Количество часов в неделю, отводимых на изучение предмета в 4 классе, определено Примерными недельными учебными планами образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для I-IV классов и составляет 1 ч в неделю. Личностные и предметные результаты освоения предмета Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП предмета «Основы социальной жизни» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом. Личностные результаты изучения курса: Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; Овладение навыками коммуникации; Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации; Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. Предметные результаты изучения курса: использование приобретенных знаний для описания и объяснения окружающих предметов и их взаимосвязи; называть основные особенности каждого времени года; умение называть изучаемые объекты, их части; умение описывать знакомые предметы по основным свойствам; умение сравнивать предметы по вопросам учителя (находить отличие и сходство); расширение словаря, умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом. использовать в межличностном общении простую полную фразу из 3-4 слов. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1. «Личная гигиена». Включает в себя отработку умений по самостоятельному уходу за частями тела: уход за руками, ногами, волосами, зубами, ушами, глазами. 2. «Одежда». В данном разделе ребенок учится подбирать одежду и ухаживать за ней. Практикуется в стирке, чистке одежды. Складывание одежды и белья. 3. «Обувь». Знакомится с видами сезонной обуви. Практикуется в чистки, сушке обуви. Завязывание шнурков. 4. «Жилище». Здесь актуально приобретение и совершенствование умений по поддержанию чистоты и порядка в комнате, удаление пыли. Ученик так же получает практические умения по определению того, что является причиной беспорядка. 5. «Питание». Данный раздел является жизненно-важным, так как приготовление пищи очень значимый аспект в самостоятельной жизни ребенка в будущем. Получение элементарных знаний и умений учеником в этой области, поможет максимально адаптировать во взрослой среде будущего выпускника. № пп КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Раздел, тема урока Кол-во часов Личная гигиена 1 Мое тело и уход за ним. 1 2 Уход за руками. 1 3 Уход за ногами. 1 4 Уход за зубами. 1 5 Правила чистки зубов. 1 6 Уход за ушами. 1 7 Уход за глазами. Гимнастика для глаз. Название частей тела. 1 8 Уход за волосами. 1 Одежда. 9 Одежда и ее значение. 1 10 Подбор одежды и головного убора по сезону. 1 11 Складывание одежды. 1 12 Приемы складывания одежды. 1 13 Складывание белья. 1 14 Уход за одеждой – чистка. 1 15 Стирка одежды. 1 16 Обувь и ее значение. 1 17 Уход за различного вида обувью. 1 18 Средства для чистки и мытья обуви. 1 19 Жилое помещение. Обувь. Жилище. 1 20 Квартира. 1 21 Комната. 1 22 Уборка помещения. Виды уборок. 1 23 Значение для человека чистоты и порядка. Поддержание чистоты и порядка. 1 24 Уборка пылесосом. 1 25 Мытье игрушек. 1 26 Расстановка книг и игр. 1 27 Питание. Кухонная посуда и столовые приборы. Посуда и ее предназначение. 1 28 Сервировка стола. 1 29 Мытье посуды. 1 30 Чистка посуды. 1 31 Приготовление пищи. Работа с теркой. 1 32 Бутерброды холодные, горячие. 1 33 Салат фруктовый. Оформление мороженного в вазочки. 1 34 Пироженное «Картошка». «»Итоговый урок за год. 1 ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ. Для реализации программы курса «Основы социальной жизни» используются следующие объекты и средства материально-технического обеспечения: 1. Список литературы: • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с. 2. Учебно-методическое обеспечение: Наглядный учебный материал: • Предметные рисунки. • Сюжетные картинки. Дидактический материал: • Комплекты заданий на развитие психических процессов. • Комплект «Загадки – отгадки». • Комплект раскрасок.