МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Отдел по образованию и молодежной политике администрации Котовского
муниципального округа
МКОУ Попковская СШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методический совет
Педагогический совет
Директор школы
Протокол № 4
от «30» августа 2023 г.
Протокол № 4
от «30» августа 2023 г.
________________________
Матвеева Е.М.
Приказ № 86
от «30» августа 2023 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы социальной жизни»
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
4 класса
х. Попки 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели образовательно-коррекционной работы
Примерная рабочая программа учебного предмета «Основы социальной жизни» для 4 класса
разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1).
Основной задачей обучения является - преодоление недостатков в познавательной деятельности и
эмоционально-волевой сфере учащегося с нарушением интеллекта, а также его подготовка к
трудовой деятельности, коррекция интеллекта и личности учащегося, социальная адаптация
учащегося с интеллектуальным нарушением в современном обществе.
Таким образом, программа нацелена на решение специальных образовательных, коррекционных и
воспитательных задач.
Основными задачами обучения школьников с нарушением интеллекта изобразительному искусству
являются:
воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию,
доброжелательности и др.);
воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью;
развитие эстетических чувств и пони мания красоты окружающего мира;
развитие познавательной активности, формирование у школьника приёмов познания
предметов и явлений действительности с целью их изображения;
формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной
деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);
воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по
инструкции) и самостоятельно;
формирование умения работать коллективно, выполняя определённый этап работы в цепи
заданий для получения результата общей деятельности.
Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается
решение специальных задач, например:
коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие
речи учащегося, организующей и направляющей его умственную и практическую
деятельность.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Основы социальной жизни», готовит учащегося с отклонениями в интеллектуальном
развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками и навыками
самообслуживания.
Процесс обучения предмета неразрывно связан с решением специфической задачи школы для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - коррекцией и развитием познавательной
деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности,
терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою
деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Предмет «Основы социальной жизни» имеет исключительно важное значение для развития детей с
нарушением интеллекта.
На уроках ребенок овладевает умениями и навыками по самообслуживанию, так же учится
принимать самостоятельные решения. Он знакомится с азами кулинарии.
Специфика ребенка с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у него
коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускнику
максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в
обществе. Специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в
содержании материала, в структуре его размещения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Основы социальной жизни» входит в образовательную область «Человек и общество»
обязательной части учебного плана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и изучается на начальном этапе обучения.
Количество часов в неделю, отводимых на изучение предмета в 4 классе, определено Примерными
недельными учебными планами образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) для I-IV классов и составляет 1 ч в неделю.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
АООП предмета «Основы социальной жизни» предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам,
поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций,
необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с
умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты изучения курса:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе,
своих нуждах и правах в организации обучения;
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
Овладение навыками коммуникации;
Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы
ценностей и социальных ролей.
Предметные результаты изучения курса:
использование приобретенных знаний для описания и объяснения окружающих предметов и
их взаимосвязи;
называть основные особенности каждого времени года;
умение называть изучаемые объекты, их части;
умение описывать знакомые предметы по основным свойствам;
умение сравнивать предметы по вопросам учителя (находить отличие и сходство);
расширение словаря, умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом.
использовать в межличностном общении простую полную фразу из 3-4 слов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. «Личная гигиена». Включает в себя отработку умений по самостоятельному уходу за частями тела:
уход за руками, ногами, волосами, зубами, ушами, глазами.
2. «Одежда». В данном разделе ребенок учится подбирать одежду и ухаживать за ней. Практикуется
в стирке, чистке одежды. Складывание одежды и белья.
3. «Обувь». Знакомится с видами сезонной обуви. Практикуется в чистки, сушке обуви. Завязывание
шнурков.
4. «Жилище». Здесь актуально приобретение и совершенствование умений по поддержанию чистоты
и порядка в комнате, удаление пыли. Ученик так же получает практические умения по определению
того, что является причиной беспорядка.
5. «Питание». Данный раздел является жизненно-важным, так как приготовление пищи очень
значимый аспект в самостоятельной жизни ребенка в будущем. Получение элементарных знаний и
умений учеником в этой области, поможет максимально адаптировать во взрослой среде будущего
выпускника.
№
пп
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел, тема урока
Кол-во
часов
Личная гигиена
1
Мое тело и уход за ним.
1
2
Уход за руками.
1
3
Уход за ногами.
1
4
Уход за зубами.
1
5
Правила чистки зубов.
1
6
Уход за ушами.
1
7
Уход за глазами. Гимнастика для глаз. Название частей тела.
1
8
Уход за волосами.
1
Одежда.
9
Одежда и ее значение.
1
10
Подбор одежды и головного убора по сезону.
1
11
Складывание одежды.
1
12
Приемы складывания одежды.
1
13
Складывание белья.
1
14
Уход за одеждой – чистка.
1
15
Стирка одежды.
1
16
Обувь и ее значение.
1
17
Уход за различного вида обувью.
1
18
Средства для чистки и мытья обуви.
1
19
Жилое помещение.
Обувь.
Жилище.
1
20
Квартира.
1
21
Комната.
1
22
Уборка помещения. Виды уборок.
1
23
Значение для человека чистоты и порядка. Поддержание чистоты и
порядка.
1
24
Уборка пылесосом.
1
25
Мытье игрушек.
1
26
Расстановка книг и игр.
1
27
Питание.
Кухонная посуда и столовые приборы. Посуда и ее предназначение.
1
28
Сервировка стола.
1
29
Мытье посуды.
1
30
Чистка посуды.
1
31
Приготовление пищи. Работа с теркой.
1
32
Бутерброды холодные, горячие.
1
33
Салат фруктовый. Оформление мороженного в вазочки.
1
34
Пироженное «Картошка». «»Итоговый урок за год.
1
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ.
Для реализации программы курса «Основы социальной жизни» используются следующие объекты и
средства материально-технического обеспечения:
1. Список литературы:
•
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы
/ А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение,
2011. – 239 с.
2. Учебно-методическое обеспечение:
Наглядный учебный материал:
•
Предметные рисунки.
•
Сюжетные картинки.
Дидактический материал:
•
Комплекты заданий на развитие психических процессов.
•
Комплект «Загадки – отгадки».
•
Комплект раскрасок.