Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся и интеллектуальными нарушениями
Описание образовательной программы
1. Адаптированная
основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (далее
- АООП УО) разработана МКОУ Попковской СШ в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - Стандарт) и в соответствии
с ФАООП УО.
2. Содержание
АООП УО представлено учебно-методической документацией (учебный план,
календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая программа воспитания,
календарный план воспитательной работы), определяющей единые для Российской
Федерации базовые объем и содержание образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3. В
соответствии с АООП УО в МКОУ Попковской СШ разработаны следующие
адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее соответственно -
обучающихся с УО, АООП):
АООП образования обучающихся с УО (с 1 по 4 класс, с 5 по 9 класс).
АООП адаптируется с учетом особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее - ОВЗ) и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию.
АООП будет реализована в отдельных классах.
Обязательной является организация специальных условий
обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных
потребностей обучающихся.
Для обеспечения возможности освоения обучающимися АООП,
может быть применена сетевая форма ее реализации с использованием ресурсов
нескольких организаций, а также при необходимости с использованием ресурсов и
иных организаций.
4. В основу
разработки АООП УО заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет их особых
образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей
освоения содержания образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию
образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя
обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических
положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные
закономерности иструктуру образования с учетом специфики развития личности
обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании
того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной
им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в
образовании является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими
содержанием образования.
В контексте разработки АООП УО реализация деятельностного
подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно
значимого характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных
областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению,
приобретению нового опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного
развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают
не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений
и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
5. В основу
АООП УО положены следующие принципы:
принципы государственной политики Российской Федерации в области
образования (гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся);
принцип коррекционно-развивающей направленности
образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и
расширение его "зоны ближайшего развития" с учетом особых
образовательных потребностей;
принцип практической направленности, предполагающий
установление тесных связей между изучаемым материалом и практической
деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное
значение для решения практико-ориентированных задач;
принцип воспитывающего обучения, направленный на
формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно или
неправильно; хорошо или плохо) и понятий, адекватных способов поведения в
разных социальных средах;
онтогенетический принцип;
принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и
непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до
старшего школьного возраста;
принцип целостности содержания образования, обеспечивающий
наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными
предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
принцип учета возрастных особенностей обучающихся,
определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
принцип учета особенностей психического развития разных
групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
принцип направленности на формирование деятельности,
обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) всеми видами доступной им
предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и
учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и
отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные
ситуации, что
позволяет обеспечить готовность обучающегося к
самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
принцип сотрудничества с семьей.
6. Структура
АООП УО включает целевой, содержательный и организационный разделы в
соответствии с требованиями Стандарта.
7. АООП УО
имеет два варианта: адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) (далее - АООП УО (вариант 1) и адаптированная основная
общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2) (далее - АООП УО (вариант 2).
Каждый вариант АООП УО содержит дифференцированные
требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации,
обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных
потребностей разных групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью,
получение образования вне зависимости от выраженности основного нарушения,
наличия других нарушений развития, места проживания обучающегося, вида образовательной
организации. МКОУ Попковская СШ
реализует АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1.
Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) получает в пролонгированные сроки образование по АООП (вариант 1),
которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту
завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями
сверстников, не имеющих ограничений здоровья.
На основе Стандарта создается АООП, которая при
необходимости индивидуализируется (специальная индивидуальная программа
развития; далее - СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов,
в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные
потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью.
АООП для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих
инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации или абилитации
инвалида (далее - ИПРА) в части создания специальных условий получения
образования.
Определение варианта АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций психолого- медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.