Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с задержкой психического развития

Описание образовательной программы

Адаптированная образовательная программа основного общего образования МКОУ Попковской СШ  (АОП ООО) - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - детей с задержкой психического развития (ЗПР) - с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

 

В соответствии с п.24 приказа Минобрнауки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья     в школе создаются необходимые условия для:

 

-  коррекции нарушений развития и социальной адаптации;

 

-    оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;

 

-условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

Программа предназначена для обучающихся с задержкой психического развития, способных усвоить адаптированную образовательную программу основного общего образования в условиях инклюзивного обучения при создании специальных условий.

 

Цель и задачи реализации адаптированной образовательной программы основного общего образования

 

Цель реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС ООО обучающимися с ЗПР посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Особые образовательные потребности учащихся с задержкой психического развития на уровне основного общего образования имеют общие для всех вариантов и специфические характеристики.

Особые образовательные потребности, общие для всех обучающихся с ЗПР по АОП

ООО, заключаются в:

 

                     продолжении получения специальной помощи средствами образования на этапе основного общего образования;

 

                   опоре на достижения предшествующего (начального) этапа образования;

 

                     учете замедленного темпа усвоения учебного материала, трудностей понимания и репрезентации изучаемого, особенно в рамках предметных областей «Математика и информатика», «Филология»;

 

                     учете эмоциональной нестабильности учащихся, легкости возникновения у них особых психических состояний, затрудняющих объективную оценку имеющихся знаний, что требует организации текущей и итоговой государственной аттестации в иных формах;

 

                     особой установке учителей на обеспечение комфортного самоощущения учащихся с задержкой психического развития в ситуации школьного обучения в условиях инклюзии, использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

 

                     комплексном сопровождении, гарантирующем:

   


-                     поддержание оптимального функционального состояния ЦНС в период гормональной перестройки,

 

-                     систематическую помощь в преодолении отдельных дисфункций, затрудняющих овладение адаптированной основной общеобразовательной программой основного общего образования (предшествующих и недостаточно компенсированных недостатков овладения чтением, письмом, счетными навыками, вызванных специфическими расстройствами психологического развития, а также аналогичных недостатков связного высказывания, произвольной памяти и внимания, зрительно-моторной координации, пространственных и временных представлений),

 

-                     инициацию преодоления потенциально дезадаптивных личностных черт и особенностей поведения, трудностей продуктивной коммуникации со взрослыми и сверстниками, инфантильной, негативистической и потребительской установок (формированию коммуникативной (конфликтной) и житейской компетентности, типичной для нормально развивающегося школьника определенного пола и возраста),

 

-                    особое внимание к формированию морально-нравственной и мотивационно-потребностной сфер личности, формирование предпосылок успешной социопсихологической адаптации в последующие периоды жизни, в том числе гендерной социализации;

 

• специальной работе по формированию способности к самостоятельной организации собственной деятельности, осознанию возникающих трудностей, умению запрашивать помощь одноклассников, педагогов, родителей, в итоге приводящей к появлению адекватной самооценки своих возможностей и перспектив (аутопсихологической компетентности, типичной для нормально развивающегося школьника определенного возраста), в том числе в области будущего профессионального самоопределения.

 

Особые образовательные потребности учащихся с задержкой психического развития на уровне основного общего образования закономерно различаются в зависимости от тяжести имеющегося нарушения, что и дает основание для обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 7.1), в том числе на основе индивидуального учебного плана.

 

У учащихся с задержкой психического развития, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 7.1), особые образовательные потребности заключаются в:

 

• учете особенностей работоспособности (повышенной истощаемости) школьников с ЗПР при организации всего учебно- воспитательного процесса;

 

• учете специфики саморегуляции (недостатков инициативности, самостоятельности и ответственности, трудностей эмоционального контроля) школьников с ЗПР при организации всего учебно-воспитательного процесса;

 

• обеспечении специальной помощи подростку в осознании и преодолении трудностей саморегуляции деятельности и поведения, в осознании ценности волевого усилия;

 

• обеспечении постоянного контроля за усвоением учебных знаний для профилактики пробелов в них вместе с щадящей системой оценивания;

 

• организации систематической помощи в усвоении учебных предметов, требующих высокой степени сформированности абстрактно- логического мышления.

 

У учащихся с задержкой психического развития, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе, в том числе на основе индивидуального учебного плана, особые образовательные потребности расширяются и дополняются требованиями: Хочу такой сайт

 

• необходимости учета индивидуальной меры дефицита познавательных способностей (отставания в становлении учебно-познавательной деятельности) при установлении объема изучаемого учебного материала и его преподнесении;

   


                     приоритета контроля личностных и метапредметных результатов образования над предметными;

 

                     организации длительного закрепления и неоднократного повторения изучаемого материала, опоры в процессе обучения на все репрезентативные системы, повышения доли наглядных (в том числе с применением IT) и практических методов обучения;

 

                     минимизации невыполнимых требований к уровню отвлеченного, абстрактного мышления при выборе учебного материала и оценке предметных результатов образования;

 

                     необходимости постоянной помощи в преодолении «технических» трудностей

 

в овладении предметным содержанием, связанных с устойчивыми недостатками работоспособности, типичными дисфункциями, эмоциональной дезорганизацией, особенно

 

при  выполнении  контрольных  работ

по

основным

предметам

(разрешение

использовать   калькулятор,  набирать

текст  на

ПК  с  функцией  проверки

орфографии,

 

пользоваться таблицей умножения, памятками и схемами, облегчающими решение задач определенного типа и т.п.).

 

• признания отставания в психосоциальном развитии подростка с ЗПР как объективной реальности, требующей усиления внимания к формированию сферы жизненной компетенции (житейской, коммуникативной) и исключения ряда преждевременных и невыполнимых требований к метапредметным и личностным результатам образования.

 

Достижение поставленной цели при реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР с учетом имеющихся у них образовательных потребностей предусматривает решение следующих основных задач:

 

  формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;

 

  достижение планируемых результатов освоения АОП ООО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;

 

  становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;

 

  создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

  обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

 

  обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

 

выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно– оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

 

  использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

 

  предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;

 

  участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

 

включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды.

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития Документ подписан электронной подписью Серийный номер 669156940959655819463310575184336563501118402925 Директор/Заведующий Матвеева Елена Михайловна Дата подписания документа 26.11.2025 00:16:38 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».