Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с задержкой психического развития
Описание образовательной программы
Адаптированная
образовательная программа основного общего образования МКОУ Попковской СШ (АОП ООО) - образовательная программа, адаптированная
для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - детей с задержкой
психического развития (ЗПР) - с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц.
В
соответствии с п.24 приказа Минобрнауки Российской Федерации от 30 августа 2013
г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями
здоровья в школе создаются необходимые условия для:
-
коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
-
оказания ранней
коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее
подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;
-условия,
в максимальной степени способствующие получению образования определенного
уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в
том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
Программа
предназначена для обучающихся с задержкой психического развития, способных
усвоить адаптированную образовательную программу основного общего образования в
условиях инклюзивного обучения при создании специальных условий.
Цель
и задачи реализации адаптированной образовательной программы основного общего
образования
Цель
реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС
ООО обучающимися с ЗПР посредством создания условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Особые
образовательные потребности учащихся с задержкой психического развития на
уровне основного общего образования имеют общие для всех вариантов и
специфические характеристики.
Особые
образовательные потребности, общие для всех обучающихся с ЗПР по АОП
ООО,
заключаются в:
•
продолжении
получения специальной помощи средствами образования на этапе основного общего
образования;
•
опоре на достижения предшествующего (начального) этапа
образования;
•
учете замедленного
темпа усвоения учебного материала, трудностей понимания и репрезентации
изучаемого, особенно в рамках предметных областей «Математика и информатика»,
«Филология»;
•
учете эмоциональной
нестабильности учащихся, легкости возникновения у них особых психических состояний,
затрудняющих объективную оценку имеющихся знаний, что требует организации
текущей и итоговой государственной аттестации в иных формах;
•
особой установке
учителей на обеспечение комфортного самоощущения учащихся с задержкой
психического развития в ситуации школьного обучения в условиях инклюзии,
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
•
комплексном
сопровождении, гарантирующем:
-
поддержание
оптимального функционального состояния ЦНС в период гормональной перестройки,
-
систематическую
помощь в преодолении отдельных дисфункций, затрудняющих овладение
адаптированной основной общеобразовательной программой основного общего
образования (предшествующих и недостаточно компенсированных недостатков
овладения чтением, письмом, счетными навыками, вызванных специфическими
расстройствами психологического развития, а также аналогичных недостатков
связного высказывания, произвольной памяти и внимания, зрительно-моторной
координации, пространственных и временных представлений),
-
инициацию
преодоления потенциально дезадаптивных личностных черт и особенностей
поведения, трудностей продуктивной коммуникации со взрослыми и сверстниками,
инфантильной, негативистической и потребительской установок (формированию
коммуникативной (конфликтной) и житейской компетентности, типичной для
нормально развивающегося школьника определенного пола и возраста),
-
особое внимание к
формированию морально-нравственной и мотивационно-потребностной сфер личности,
формирование предпосылок успешной социопсихологической адаптации в последующие
периоды жизни, в том числе гендерной социализации;
•
специальной работе по формированию способности к самостоятельной организации
собственной деятельности, осознанию возникающих трудностей, умению запрашивать
помощь одноклассников, педагогов, родителей, в итоге приводящей к появлению
адекватной самооценки своих возможностей и перспектив (аутопсихологической
компетентности, типичной для нормально развивающегося школьника определенного
возраста), в том числе в области будущего профессионального самоопределения.
Особые
образовательные потребности учащихся с задержкой психического развития на
уровне основного общего образования закономерно различаются в зависимости от
тяжести имеющегося нарушения, что и дает основание для обучения по
адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 7.1), в том
числе на основе индивидуального учебного плана.
У
учащихся с задержкой психического развития, обучающихся по адаптированной
основной общеобразовательной программе (вариант 7.1), особые образовательные
потребности заключаются в:
•
учете особенностей работоспособности (повышенной истощаемости) школьников с ЗПР
при организации всего учебно- воспитательного процесса;
•
учете специфики саморегуляции (недостатков инициативности, самостоятельности и
ответственности, трудностей эмоционального контроля) школьников с ЗПР при
организации всего учебно-воспитательного процесса;
•
обеспечении специальной помощи подростку в осознании и преодолении трудностей
саморегуляции деятельности и поведения, в осознании ценности волевого усилия;
•
обеспечении постоянного контроля за усвоением учебных знаний для профилактики
пробелов в них вместе с щадящей системой оценивания;
• организации
систематической помощи в усвоении учебных предметов, требующих высокой степени
сформированности абстрактно- логического мышления.
У
учащихся с задержкой психического развития, обучающихся по адаптированной
основной общеобразовательной программе, в том числе на основе индивидуального
учебного плана, особые образовательные потребности расширяются и дополняются
требованиями:
•
необходимости учета индивидуальной меры дефицита познавательных способностей
(отставания в становлении учебно-познавательной деятельности) при установлении
объема изучаемого учебного материала и его преподнесении;
•
приоритета контроля
личностных и метапредметных результатов образования над предметными;
•
организации
длительного закрепления и неоднократного повторения изучаемого материала, опоры
в процессе обучения на все репрезентативные системы, повышения доли наглядных
(в том числе с применением IT) и практических методов обучения;
•
минимизации
невыполнимых требований к уровню отвлеченного, абстрактного мышления при выборе
учебного материала и оценке предметных результатов образования;
•
необходимости постоянной помощи в преодолении
«технических» трудностей
в овладении предметным
содержанием, связанных с устойчивыми недостатками работоспособности, типичными
дисфункциями, эмоциональной дезорганизацией, особенно
|
при выполнении
контрольных работ |
по |
основным |
предметам |
(разрешение |
|
использовать калькулятор, набирать |
текст на |
ПК с
функцией проверки |
орфографии, |
|
пользоваться таблицей
умножения, памятками и схемами, облегчающими решение задач определенного типа и
т.п.).
• признания
отставания в психосоциальном развитии подростка с ЗПР как объективной
реальности, требующей усиления внимания к формированию сферы жизненной
компетенции (житейской, коммуникативной) и исключения ряда преждевременных и
невыполнимых требований к метапредметным и личностным результатам образования.
Достижение
поставленной цели при реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР с учетом имеющихся у
них образовательных потребностей предусматривает решение следующих
основных задач:
•
формирование общей
культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
•
достижение
планируемых результатов освоения АОП ООО, целевых установок, приобретение
знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и
состояния здоровья;
•
становление и
развитие личности обучающегося с ЗПР в ее индивидуальности, самобытности,
уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей
познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
•
создание благоприятных
условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР;
•
обеспечение
доступности получения качественного начального общего образования;
•
обеспечение
преемственности начального общего и основного общего образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей
обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности,
проведения спортивно– оздоровительной работы, организацию художественного
творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков
(включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении
спортивных, творческих и др. соревнований;
•
использование в
образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного
типа;
•
предоставление обучающимся
возможности для эффективной самостоятельной работы;
•
участие
педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей)
и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
• включение обучающихся в процессы познания и
преобразования внешкольной социальной среды.